Кантеле: Окна в историю

Лев Косинский

(1909-1984)

«МУЗЫКАЛЬНАЯ ЭНЦИКЛОПЕДИЯ»


Дирижер. Педагог.
В разные годы — главный дирижер театра Музыкальной комедии, директор Петрозаводского музыкального училища, главный дирижер и директор «Кантеле», дирижер Симфонического оркестра, художественный руководитель Карельской филармонии.
Заслуженный деятель искусств КАССР (1959).
Награжден орденом «Знак Почета» (1951). 

***

«Музыкальной энциклопедией» называли его в «Кантеле». Талантливый дирижер, тонкий интерпретатор музыки, высокообразованный человек, чуткий музыкант и педагог — таким он запомнился оркестрантам ансамбля, многие из которых считают его своим духовным наставником.

***

Лев Афанасьевич Косинский родился 24 января 1909 года в г. Владимир-Волынский на Украине. После окончания дирижерского факультета Киевской консерватории (1935) и службы в армии (1935-37) молодой музыкант успел поработать артистом симфонического оркестра в Московской филармонии, главным дирижером симфонического оркестра в Ижевске, худруком филармонии и главным дирижером оркестра в Ярославле, солистом Архангельской филармонии…
В книге Николая Рубана «Всю войну на колесах», содержащей воспоминания певца о работе прифронтового театра, приводится дата появления Косинского в Карелии, в театре муз. комедии — 1944 год (в это время театр, находившийся в то время на гастролях в Уральске, ставил «Периколу» Оффенбаха). Однако в личном листке по учету кадров «Кантеле», заполненном рукой самого музыканта в 1959 году, приводится более ранняя дата — октябрь 1943 г. В театре Косинский проработал до 1946 года, осуществив ряд интересных постановок («Евгений Онегин», «Свадьба Фигаро», «Корневильские колокола» и др.)
С 1946 по 1948 год Лев Афанасьевич занимал пост художественного руководителя филармонии, а затем, в период 1948-1953 гг., — директора Петрозаводского музыкального училища. Одно из старейших музыкальных училищ на Северо-Западе, оно было открыто в 1938 году, но его активно начавшуюся культурно-образовательную деятельность прервала война. С 1 октября 1948 года училище возобновило свою работу под руководством Косинского, и трое из 11 студентов первого выпуска 1952 года стали в будущем артистами «Кантеле» (Тамара Пикулова, Василий Мюзиев, Леонид Аверин).
По свидетельству из дневника Максима Гаврилова, Л.А.Косинский был назначен директором и дирижером ансамбля «Кантеле» 25 марта 1953 года. А в личной карточке Косинского есть запись: «IX 1953-VII 1954 — директор ансамбля «Кантеле». Однако для нас сегодня имя Косинского неразрывно связано с чуть более поздним периодом — конца 1950-х и 1960-х гг. Этот период вошел в историю ансамбля как «эпоха Карпа» — по фамилии назначенного в 1959 году художественным руководителем Семена Карпа, до того работавшего в ансамбле хормейстером и дирижером. Смена руководства была необходима — после нескольких лет застоя ансамблю нужно было обрести свое творческое лицо, найти присущие только «Кантеле» неповторимые исполнительские краски, открыть новые пути развития.
Дирижер Лев Косинский стал ближайшим помощником и соратником Семена Матвеевича Карпа. Новые руководители сразу же озадачились конкретными вопросами: «Каким путем повести ансамбль, чтобы творчество его засверкало новыми, свежими красками? С чего начать»?
Начали с оркестра.
В послевоенные годы оркестр был перегружен чужеродными инструментами, среди которых терялось слабозвучное кантеле. Однако сама по себе механическая чистка мало что могла дать — она лишь приоткрывала возможности для дальнейшей работы. А ее направление, характер и результат целиком зависели от таланта и энергии руководителя — дирижера Льва Косинского, высокообразованного человека и творчески одаренного музыканта. Прежде всего, нужно было не только освободить оркестр от всего чуждого, наносного, лишнего, но и подобрать такой репертуар, который бы отвечал возможностям инструмента кантеле, его колористическим особенностям.
Оркестр пересмотрел весь накопленный десятилетиями старый репертуар и вернул к жизни интересные пьесы. Вновь в концертах зазвучали сочинения в инструментовке Владимира Салопа — знаменитый «Танец маленьких лебедей» П.Чайковского, «Танец Анитры» Э.Грига, популярная «Финская полька». Начал работу с оркестром молодой дирижер Ройне Раутио, обнаруживший незаурядные творческие, в том числе композиторские, способности (к сожалению, его жизнь вскоре трагически оборвалась в расцвете лет).
Глубокое знание музыкальной литературы и новаторский подход к использованию кантеле в сочетании с отличным пониманием природы и возможностей инструмента позволили Косинскому написать несколько партитур, отмеченных высокими художественными достоинствами: «Шествие гномов» Э.Грига, «На тройке» П.Чайковского, «Мимолетности» С.Прокофьева, «Грустный вальс» Я.Сибелиуса и — вершину творчества оркестра — «Охоту» Н.Паганини — Ф.Листа.
«Слушая эти пьесы в концертах, - признавался Семен Матвеевич Карп, - я не мог освободиться от ощущения художественной самостоятельности партитур Косинского. Этот эффект вызван проникновением автора инструментовки в сущность произведений, умением следовать не букве, а истинному духу сочинения. Не случайно после одного из наших концертов в Москве Ирма Яунзем, известная исполнительница народных песен, сказала, что создается впечатление, будто Григ писал свои пьесы специально для оркестра кантеле, настолько органично они звучат».
В итоге Лев Афанасьевич Косинский сумел создать оркестр национальных инструментов, отвечающий самым высоким требованиям. Голос кантеле зазвучал с большей выразительностью и внутренней силой. На это тут же откликнулась пресса — уже в 1962 году после выпуска одной из новых программ в газете «Ленинская правда» появились такие строки: «Значительно окреп оркестр под управлением Л.Косинского. Он звучит теперь гораздо убедительнее, на смену прежней анемичности пришли уверенность, яркость, оптимизм в исполнении. Да и репертуар оркестра стал более интересным, содержательным».
В процессе поиска новых путей развития ансамбля С.Карп и Л.Косинский приходят к решению, сыгравшему особую роль в творческой жизни «Кантеле»: они отказываются от традиционного соединения хора с оркестром.
Обретение творческой автономности позволило оркестру сформировать свой репертуар. Карп и Косинский взяли для себя непременным правилом периодически обращаться к сочинениям карельских композиторов Г.Синисало, К.Раутио, Л.Теплицкого, Р.Пергамента. Лучшие образцы их творчества восстанавливались в неприкосновенном виде, другие приходилось пересматривать и редактировать, учитывая фактор времени (так, например, произошло с партитурами Теплицкого «Ристу-кондра» и «Финские танцы»). Хор же, в свою очередь, со временем овладел высшей формой исполнительства — пением a cappella.
Правота и жизнеспособность внесенных Косинским изменений нагляднее всего прослеживается по отзывам в прессе разных городов, где гастролировал ансамбль:
«Самой высокой похвалы заслуживает мастерство музыкантов. Темпераментно, с подлинным артистизмом играют они на старинных народных инструментах кантеле не только музыку своего народа, но и такие произведения, как «Танец Анитры» Грига и «Мимолетности» Прокофьева…» (Куйбышев).
«Великолепно прозвучали в исполнении оркестра народных инструментов пьесы Грига, Листа, Чайковского. Возможности кантеле огромны…» (Уфа).
«Оркестр кантеле неожиданно поражает свежей и яркой трактовкой произведений Чайковского…»(Мурманск).
В творческой биографии Льва Косинского были должности и дирижера Симфонического оркестра, и художественного руководителя филармонии (дважды — 1946-48 и 1955-56), и зам. начальника Управления искусств, но связь с «Кантеле» он поддерживал на протяжении многих лет, а в 1981-82 гг. даже ненадолго возвращался в ансамбль в качестве дирижера. «Косинский слышал все, — вспоминает кантелистка Наталья Акулишнина. - Не дай бог, ошибка — ТАК посмотрит на тебя… Очень строгий был, требовательный, резкий…». Но в этот раз Лев Афанасьевич проработал в «Кантеле» недолго; его сменил Сергей Стангрит.

  Лев Афанасьевич Косинский — талантливый дирижер, тонкий интерпретатор музыки, высокообразованный человек, чуткий музыкант и педагог
Первый выпуск Петрозаводского музыкального училища, 1952 г. Директор училища — Л.А.Косинский. Среди педагогов — музыканты, дирижеры, композиторы, так или иначе связанные в разные годы с ансамблем «Кантеле»: Леопольд Теплицкий, Абрам Голланд, Рувим Пергамент, Цецилия Кофьян…
Вырезка из неизвестной газеты. «В Петрозаводском музыкальном училище. Преподаватель по классу виолончели Л.А.Косинский ведет занятие с учащимся школы Левой Суни. Аккомпанирует учащаяся Клавдия Костина».
Афиша «Кантеле» 1954 г. Главный дирижер — Л.А.Косинский
«Кантеле» в Москве, в Колонном зале Дома Союзов. Солистка — Милица Кубли, дирижер — Лев Косинский
  Две «оперные» афиши 1956 г. с именем Л.Косинского
Дирижер Косинский (в центре) с ленинградскими и карельскими артистами после исполнения «Евгения Онегина» П.Чайковского, 1956 г.
Косинский в последние годы жизни
Оркестр «Кантеле» под управлением Льва Афанасьевича Косинского. 1983 г.
Лев Афанасьевич Косинский — дирижер «Кантеле»
Лев Афанасьевич Косинский — дирижер «Кантеле». С портрета художника Валентина Чекмасова (картина находится в Доме Кантеле).

<<<  Вернуться к оглавлению


Министерство культуры и по связям с общественностью Республики Карелия, 2006
Государственный национальный ансамбль песни и танца Карелии "Кантеле"
Авторы сайта: Анна Воронина, Наталья Гроссман
Дизайн: Дмитрий А. Дмитриев

Рождение Кантеле Роковые 40-е После Победы Новый поворот Назад к истокам Перестройка Информация Инструмент кантеле Лица Видеоархив Афиши