Кантеле: Окна в историю

К истокам национальной культуры

Репертуар концертных программ «Кантеле» формировался в соответствии с веяниями времени и социально-культурными переменами в стране. Но всегда главной задачей было сохранение богатейшего культурного наследия карельского народа. Какое бы название ни имела программа, в основе репертуара всегда были обработки вепсских, ингерманландских, карельских, русских, финских народных песен и танцев, авторская музыка, инструментальные пьесы профессиональных и самодеятельных композиторов Карелии и России, аранжировки вокальных и инструментальных произведений русской и западноевропейской классики.
Такое репертуарное разнообразие представляет широкий музыкальный диапазон и расширяет арсенал исполнительских возможностей самого коллектива, формируя его постоянную задействованность на разных сценических площадках – от Мурманска и Заполярья до Казахстана и Средней Азии, от Калининграда, Прибалтики до Дальнего Востока…

Танец Ансамбль «Кантеле» в 1970-80-х годах

Новый этап развития ансамбля «Кантеле» во 2-й половине 1970-х – начале 1980-х был связан с ориентацией на финскую народную культуру и деятельностью руководителей ансамбля – этнических финнов.

Национальный тандем: Вилли Халл и Андро Лехмус

Халл Виллиам Вяйневич сделал необычную карьеру: после заместителя министра культуры оказался непосредственным проводником этой культуры – руководителем национального коллектива «Кантеле».
По национальности финн, 1932 года рождения, он пришел в «Кантеле» директором в 1979 году, после кратковременного руководства М.Червова, В.Утикеева.

Вильям Халл Вильям Халл, заслуженный работник культуры КАССР. Директор ансамбля в 1979-1981. С картины карельского художника Валерия Чекмасова, 1982

Немногим раньше его, в 1976, появился и Андро Лехмус, который принял художественное руководство ансамблем. Два этнических финна были призваны обогатить национальный состав коллектива и в большей степени обратить фокус внимания ансамбля в русло финской культуры…

Андро Лехмус Андро Лехмус, художественный руководитель ансамбля в 1976-1988. Один из ведущих специалистов национального искусства Карелии. Заслуженный деятель искусства КАССР

Из характеристики: «А.Лехмус работает в ансамбле «Кантеле» с 1976 года. Окончив Петрозаводское музыкальное училище, а затем Ленинградский Институт культуры, А.А.Лехмус становится одним из ведущих специалистов национального искусства республики. Многолетнее руководство коллективом «Манок», его вклад в развитие ансамбля «Кантеле», в работу Педагогического института – принесли ему известность в Карелии. Результатом этого явилось присвоение ему звания «Заслуженный работник культуры КАССР» в 1972 году».

Виллиам Халл и Андро Лехмус Виллиам Халл и Андро Лехмус

При формировании репертуара ансамбля новые руководители стали большее внимание уделять звучанию в концертах финских песен. Обладая непосредственным актерским дарованием, они сами принимали участие во многих программах. Например, в «Рунах Калевалы» В.Халл вел программу на финском языке, а А.Лехмус, оправдывая кредо «поющего худрука», пел в хоре. Кроме того, оба руководителя «Кантеле» долгое время пели в ансамбле «Манок», оставившим яркий след в культуре Карелии и в сердцах зрителей.

Андро Лехмус Вручение художественному руководителю Андро Лехмусу памятного медведя от трудящихся Усть-Вымского района Коми АССР, 24 июня 1980.

«Манок»

(по материалам сайта heninen.net)

Возможно, история ансамбля «Манок» и не связана с историей «Кантеле» напрямую, но все же она помогает понять и оценить состояние культурной жизни Карелии того времени – тем более что «Манок» работал в жанре, соприкасающимся с жанрами, в которых работал и Государственный ансамбль «Кантеле».
Манок  В середине 1950-х годов в финской национальной студии Ленинградского театрального института имени Островского был организован вокальный квартет, в который входили студенты из Карелии Паули Ринне, Виллиам Халл, Петр Микшиев и Григорий Годарев. В этом составе они пели до окончания института в 1957 году, успев даже выступить с 20-минутной программой на Ленинградском радио.
Приехав на работу в петрозаводский Финский драматический театр, молодые актеры продолжали петь. В 1960 году появился вокальный ансамбль в составе Паули Ринне, Виллиама Халла, Петра Микшиева, а также актеров постарше – Вильё Ахвонена, Орво Бьёрнинена и Аарни Ромппайнена. Руководителем стал выпускник консерватории, в будущем дирижер Музыкального театра Марлен Нокелайнен. Тогда еще безымянный «ансамбль актеров Финского театра» начал исполнять финские народные песни, песни советских и финляндских композиторов. Многоголосие, интересные, сложные гармонии и оригинальное сценическое решение песен, когда каждая из них превращалась в мини-спектакль – вот отличительные черты ансамбля, его визитная карточка. Ну и, конечно, прекрасный финский язык, родной язык певцов.
Манок  Первые записи ансамбль сделал для Карельского радио в 1962 году в Петрозаводске. В записи двух песен принимал участие симфонический оркестр Карельского ТВ и радио под управлением Марлена Нокелайнена.
Под его руководством в 1962 году ансамбль участвовал в Первом всесоюзном конкурсе артистов эстрады, в жюри которого входили «звезды» – Леонид Утесов, народная артистка РСФСР Ирма Яунзем и другие. Большое впечатление коллектив произвел на артистов известного в то время ансамбля «Дружба». Диплом, полученный тогда в Москве петрозаводским ансамблем, – одна из самых дорогих наград, которых в будущем будет немало.
В 1965 году во время гастролей Музыкального театра по России трагически погиб руководитель ансамбля Марлен Нокелайнен. В его память коллеги назвали свой ансамбль «Манок» (по первым буквам имени и фамилии своего товарища).
Изменился состав. Уехал в Эстонию Аарни Ромппайнен, в ансамбль влился колоритный бас Энсио Венто, диктора Карельского радио и ТВ, бывшего артиста ансамбля «Кантеле». Новым руководителем стал преподаватель музыки пединститута Андро Лехмус.
«Манок» часто выступал в Петрозаводске и по Карелии для коллег-актёров, в школах, на концертах и мероприятиях города и республики. Ансамбль участвовал во Всероссийских и Всесоюзных конкурсах, смотрах, декадах карельского искусства в Москве и Ленинграде, становился лауреатом. В 1965 году впервые побывал за границей, в Финляндии.
С начала 1970-х и до конца 1980-х «Манок» выступал в составе: тенора – Виллиам Халл и Николай Самсонов; второй тенор – Андро Лехмус; баритон – Паули Ринне; басы – Орво Бьёрнинен и Энсио Венто.
Они не были профессиональными вокалистами, но пели на профессиональном уровне. Пели увлеченно, свободно, естественно, посвящая ансамблю всё свободное от основной профессии время.

Манок «Манок» – Николай Самсонов, Виллиам Халл, Андро Лехмус, Паули Ринне, Орво Бьёрнинен и Энсио Венто

Заслуженный артист России и народный артист Карелии Паули Ринне был главным режиссером и одним из ведущих актеров Финского театра, председателем Союза театральных деятелей Карелии. На сцене Финского театра блистал заслуженный артист России и Карелии Орво Бьёрнинен. Заслуженный работник культуры Карелии Виллиам Халл руководил ансамблем песни и танца Карелии «Кантеле» и был заместителем министра культуры Карелии. Художественным руководителем «Кантеле» работал Андро Лехмус. Много лет жители Карелии узнавали свежие новости на финском языке от диктора Карельского радио и ТВ Энсио Венто. Работа Союза композиторов Карелии была бы невозможна без ответственного секретаря Союза, заслуженного работника культуры России и Карелии Николая Самсонова (единственный русский в ансамбле, он всегда первым выучивал финские слова песен!)

Участники ансамбля Участники ансамбля «Манок» – Виллиам Халл, Андро Лехмус, Паули Ринне

Манок – Лд пластинка  В 1977 году всесоюзная фирма грамзаписи «Мелодия»" записала на сцене Финского театра материал для большой пластинки ансамбля. На «диск-гигант» под названием «Финский вокальный ансамбль «Манок» были включены 18 песен.
Манок – антология  Пением участников ансамбля восхищались и их шуткам смеялись зрители в России, Финляндии, Швеции, Эстонии, Азербайджане, ГДР и Франции. Они радовали зрителей и радовались сами.
В декабре 1990 года артисты дали последний концерт в Петрозаводске, после которого почти все они уехали на историческую родину в Финляндию. В Карелии остался лишь тенор Николай Самсонов.

150 лет эпосу «Калевала» (1985)

Особое время для жителей Финляндии и Карелии – конец февраля: ежегодно 28 февраля отмечается День «Калевалы». Именно в этот день в 1835 году Элиас Леннрот, создатель этой не просто замечательной, а уникальной поэмы, скромно подписал инициалами «E.L.» предисловие к ней, после чего передал рукопись в типографию. В 1835-1836 годах она вышла двумя книгами и очень скромным тиражом – 500 экземпляров. Однако Леннрот продолжал работать над поэмой на протяжении еще 14 лет. Окончательная версия эпоса была опубликована в 1849 году. К этому времени «Калевала» приобрела европейскую известность. В XX же веке ее слава стала всемирной.
В 1985 году широко отмечалось 150-летие «Калевалы». В Петрозаводске и в Москве состоялись торжественные заседания, для участников которых были даны концерты с участием лучших творческих коллективов, в том числе и «Кантеле».

Торжественное заседание Торжественное заседание в Доме Союзов (Москва), посвященное празднованию 150-летия эпоса «Калевала». 1985

Однако ансамбль «Кантеле» отметил эту дату особо, посвятив 150-летию эпоса целую программу – «Руны Калевалы».

«Руны Калевалы», 1985. «Рождение кантеле — номер из юбилейной программы, посвященный 150-летию эпоса «Калевала»

Все началось в 1984 году, когда художественный руководитель ансамбля Андро Лехмус, являясь коренным носителем языка, загорелся идеей поставить «Калевалу» на финском языке.
Эпос «Калевала», являющийся заманчивым, загадочным источником творчества для многих художников (вспомним балет Г.Синисало «Сампо», спектакли Финского театра «Калевала», «Кантелетар», Театра кукол «Калевала», «Кулерво» и многое другое), увлек и «Кантеле».
«Кантеле» взялся за эту сложную тему накануне 50-летия ансамбля. Новизна и необычность была еще и в том, что это был первый смелый опыт театрализации концертной программы…

Программка концерта для участников торжественного заседания, посвященного 150-летию первого издания карело-финского эпоса «Калевала». Петрозаводск, 26 февраля 1986 г.

Специально для этой программы композиторы Карелии – Альбин Репников, Карл Раутио, Валентин Кончаков, Александр Белобородов, Андро Лехмус – написали произведения на основе подлинного народного песенного материала, стремясь подчеркнуть связующую поколения всемирную идею эпоса о счастье людей. Художник-оформитель Николай Овчинников создал непривычные для традиционного взгляда костюмы. А сценаристом и постановщиком танцев выступила заслуженный работник культуры РСФСР и КАССР Виола Мальми.

Рождение кантеле Альбин Репников. Руна-кантата «Рождение кантеле»: Увертюра, Плач березы (фрагмент партий I и II баянов). Из архива «Кантеле»
Танец пламени Александр Белобородов. «Танец пламени» из сюиты «Рождение огня» (клавир). Из архива «Кантеле»
Айно Альбин Репников. «Айно», сюита-баллада для сопрано, вокального ансамбля, чтеца и оркестра «Кантеле» по мотивам «Калевалы» (фрагмент клавира). 1985. Из архива «Кантеле»

Виола Мальми

Виолетта Валентиновна Мальми, дочь и последовательница Xельми Мальми, внесла свой значительный вклад в танцевальную коллекцию «Кантеле».
Приверженец идеи «чистого фольклора», она ориентировалась в своих постановках на самобытность народной культуры, считая, что ее самодостаточность не нуждается в переработке. Ее танцы «Заонежская шестера», «Ланцы», «Кеккер», «Пастушьи заклинания» интересны, самобытны и оригинальны, в них выявляются глубинные истоки фольклорных традиций.
Виола Мальми явилась одновременно сценаристом, режиссером-постановщиком и балетмейстером театрализованной концертной программы «Руны Калевалы» (1985), ставшей этапной в репертуарной судьбе «Кантеле» и оставившей, в силу самобытности и даже спорности, след яркий, необычайный.

Виола Мальми Виола Мальми – заслуженный работник культуры РСФСР, КАССР. Сценарист, постановщик, режиссер, хореограф программы «Руны Калевалы» (1985), участница спектакля

Несомненная заслуга Виолы Мальми в том, что, обладая уникальной способностью обращения с фольклором, умея как никто устраивать народные праздники и обширные программы, она сумела создать на сцене театральное действо, мало кого оставившее равнодушным.

«Руны Калевалы»

«Современность в том, чтобы служить вечности», – сказал классик отечественной литературы Валентин Распутин. Виола Мальми сделала попытку доказать это на деле.
Подход к Эпосу – нетрадиционный: нет ни одного героя «Калевалы». Весь арсенал художественных средств – сама Виола Мальми определяет жанр первого отделения как «представление» – привлечен для раскрытия общечеловеческих тем мира и войны, труда и любви, рождения музыки.
Для усиления ощущения атмосферы сегодняшнего дня были использованы абстрагированные костюмы из холстины, лишь передающие дух старины.

Участники представления на репетиции Участники представления на репетиции. Справа – Андро Лехмус

Программа состояла из двух частей: I часть посвящалась 150-летию карело-финского эпоса «Калевала» («Руны Калевалы»); II часть – 40-летию Победы в Великой Отечественной войне («Новое Сампо»).

Программка Программка Kalevalan Runoutta

Происходящее на сцене комментировали двое ведущих – на русском и финском языках.

Юлия Курашова Ведущая программы на русском языке Юлия Курашова

В I отделении программы несколько разделов, среди которых «Рождение огня», «Рождение кантеле», «Пастушьи заклинания» – сюиты, связанными единым драматургическим замыслом.
В оркестр введены карельские народные духовые инструменты: торви (пастушья сигнальная труба валторнового тембра) и лиру (пастуший кларнет с серебристым пронзительным звуком, имитирующим голоса и звуки природы).
Хореографическая лексика представлена классическим танцем, пластикой и современными ритмами. Искрометный юмор пронизывает насквозь все представление. II отделение по форме – традиционная концертная программа, посвященная Победе в Великой Отечественной Войне. По духу – идея новой счастливой жизни, выкованной ценой собственной победы, собственного созидательного труда.
Логическая связка первого и второго отделения: кующая счастье мельница Сампо, перекочевав из «Калевалы», воплотилась в действии второго отделения. Утверждающий пафос: «Счастье куют сами люди!» – прозвучал, став главенствующей мыслью народного эпоса.
Финал II отделения – лихая «Северная кадриль» в постановке Василия Кононова и завершающий «Гимн труду» (музыка Г.Синисало, слова Я.Ругоева) – был исполнен всем составом ансамбля. Пафосная тема Победы прозвучала на ударной волне, ведь некоторые из находящихся на сцене еще сами помнили всполохи военных лет…

Участники представления Участники представления

Программа «Руны Калевалы» вызвала резонанс среди самых разных слоев публики, прессы, новой волной оживив интерес к ансамблю. Сразу же откликнулась пресса:
  «В новой программе ансамбля «Кантеле» много яркого и необычного, много творческих находок. Интересна мысль построить всю программу в плане единой развернутой композиции, в которой крупные звенья – «Рождение огня», «Рождение кантеле», «Свадьба» – «прослаивают» ритуальные пляски, заговоры, причитания, пейзажные музыкальные зарисовки. Динамична смена контрастных эпизодов в первой руне, выразителен «Тотемический танец» – одна из лучших ее хореографических сцен. <…> То искреннее воодушевление, с которым были приняты все показы программы в Карелии и за ее пределами, страстность споров, которые она породила, говорят о многом. Зритель благодарен ансамблю за его смелый поиск. Программа воспринимается заинтересованно, как нечто долгожданное. Все говорит о том, что в Карелии созрела почва для широкого привлечения народного искусства к созданию произведений синтетических жанров, которые отразили бы широкую современную проблематику – идею созидания, идею противостояния мира и войны, борьбы со стихиями, идею творчества». Т.Краснопольская, «Ленинская правда» (Петрозаводск) от 31.01.86.

Рождение огня Танец «Рождение огня»

Восторженный прием ждал «Руны Калевалы» в Финляндии:
«На сцене плескались цвета то огня, то моря, а как только они пропали, поднялись перед зрителями белые березы, зеленые ветви которых волновались и плакали. Эти цвета, точные движения, песня и звучащие фоном мелодии символизировали содержание «Калевалы». Если это представление отражает взгляд на Калевалу соседей из-за восточной границы, можно сказать, что он, по сравнению с нашим, более конкретный, темпераментный и мистический <…> Во всем была своя хореография и напряженность, но каждая часть при этом поддерживала другую. Сценарий и музыка, сольные выступления дополняли друг друга <…> Лучшей сценой, по-моему, были Пастушьи заклинания…». Йукка Кемппа, «Кескисуомалайнен» (Финляндия) от 27.06.85

Пастушьи заклинания Пастушьи заклинания «Пастушьи заклинания» – Светлана Грачева
Руны Калевалы Программа «Руны Калевалы» в Финляндии, июнь 1985 года
Заметка о выступлении Кантеле Заметка о выступлении «Кантеле» с программой «Руны Калевалы» в финской газете «Kaleva»

«В представлении было что-то от волшебства, которое привносило мистическую сторону Калевалы. Запомнилась плачущая женщина на авансцене, которая оплакивала погибших в огне. Ее плач можно было понять как серьезное предупреждение при игре с огнем…». Илмари Лухтасела, «Калайекилаасо» (Финляндия) от 16.06.85

Рождение воды
Песня березы «Песня березы» в исполнении Галины Калистратовой

С этой программой ансамбль «Кантеле» стал участником II Всероссийского смотра ансамблей песни и танца, заключительный показ которого проходил в Москве в Концертном зале им. П.И.Чайковского в 1986 году.
«Жемчужинами России» назвала «Советская культура» коллективы ансамблей песни и танца, представленные на смотр. Завершившийся творческий отчет ансамбля в Москве подтвердил высокую артистическую форму коллектива: ансамблю «Кантеле» было присуждено III место.

Диплом II степени Всероссийского смотра ансамблей песни и танца Диплом III степени Всероссийского смотра ансамблей песни и танца 1986 года за новаторство в музыкальном и танцевальном прочтении эпоса «Калевала»

Телеграмма  В мае 1986 года «Кантеле» еще раз выступил с программой «Руны Калевалы» в Москве (на сей раз на фестивале «Московские звезды») уже с титулом дипломанта II Всероссийского смотра ансамблей песни и танца.
В этом же 1986 году, году 50-летия ансамбля, «Кантеле» удостоился высокой награды – Ордена «Знак Почета».

Программка выступления Программка выступления «Кантеле» на фестивале «Московские звезды» 11 мая 1986.
Орден Орден «Знак Почета»

Министерство культуры и по связям с общественностью Республики Карелия, 2006
Государственный национальный ансамбль песни и танца Карелии "Кантеле"
Авторы сайта: Анна Воронина, Наталья Гроссман
Дизайн: Дмитрий А. Дмитриев

Рождение Кантеле Роковые 40-е После Победы Новый поворот Назад к истокам Перестройка Информация Инструмент кантеле Лица Видеоархив Афиши