Кантеле: Окна в историю

«Кантеле» к концу 1950-х

  «Кантеле» не был первенцем в семье национальных ансамблей. К 1936 году, с которого начинается биография «Кантеле», их насчитывалось в стране немалое количество. Имелись и прославленные коллективы – законодатели мод. Их творческий почерк считался эталоном для всех, их художественные приемы копировались. Форма построения концерта таких коллективов стала повсеместно распространенной. Так возник определенный исполнительский штамп.
Не избежал общей участи и ансамбль «Кантеле». Выросший из самодеятельного кружка кантелистов, постепенно «обрастая» исполнителями других жанров – певцами, танцорами, – он незаметно влился в семью коллективов-близнецов, исповедовавших уже порядком устаревшие художественные принципы и, как правило, стоявших на невысоком художественном уровне профессионального мастерства. Такой ход событий не мог не привести к застою, который стал особенно резко ощущаться в этом жанре искусства в начале 1960-х годов.

Эпоха Карпа

Обрести свое творческое лицо, найти присущие только «Кантеле» неповторимые исполнительские краски, открыть новые пути развития было призвано новое руководство – назначенный в 1959 году художественным руководителем ансамбля Семен Карп (до того работавший в ансамбле хормейстером и дирижером) и дирижер Лев Косинский. Результатом творческого осмысления опыта предыдущих лет и внутренней реконструкции ансамбля явился ряд изменений во всех сферах деятельности ансамбля. Эпоха перемен, новых преобразовательных веяний вошла в историю ансамбля как «Эпоха Карпа».

Семен Карп Семен Карп – хормейстер, дирижер, с 1959 художественный руководитель, всего проработал в «Кантеле» около 20 лет

Профессиональный хоровик, выпускник Московского института имени Гнесиных, Семен Матвеевич Карп пришел в «Кантеле» в 1953 году. В свою бытность в ансамбле он работал здесь хормейстером, дирижером, художественным руководителем, директором – всего он посвятил «Кантеле» около 20 лет! Все эти годы Карп вел активный поиск новых форм и средств выражения современного искусства.
Семен Карп и Лев Косинский сразу же озадачились конкретными вопросами: «Каким путем повести ансамбль, чтобы творчество его засверкало новыми, свежими красками? С чего начать»?
Начали с оркестра.

Оркестр

В послевоенные годы оркестр был перегружен чужеродными инструментами, среди которых терялось слабозвучное кантеле. Однако сама по себе механическая чистка мало что могла дать – она лишь приоткрывала возможности для дальнейшей работы. А ее направление, характер и результат целиком зависели от таланта и энергии руководителя – дирижера Льва Косинского, высокообразованного человека и творчески одаренного музыканта.

Оркестр Лев Косинский. Музыкант, талантливый дирижер, тонкий интерпретатор музыки, настоящая «музыкальная энциклопедия»

Прежде всего, нужно было не только освободить оркестр от всего чуждого, наносного, лишнего, но и подобрать такой репертуар, который бы отвечал возможностям инструмента кантеле, его колористическим особенностям.
Оркестр пересмотрел весь накопленный десятилетиями старый репертуар и вернул к жизни интересные пьесы. Вновь в концертах зазвучали сочинения в инструментовке Владимира Салопа:

Танец маленьких лебедей П.Чайковский. «Танец маленьких лебедей» из балета «Лебединое озеро» в обработке Владимира Салопа, 1956 (фрагмент партитуры). Из архива «Кантеле»
Танец Анитры Э.Григ. «Танец Анитры» из сюиты «Пер Гюнт» в обработке Владимира Салопа (фрагмент партитуры). Из архива «Кантеле»
Финская полька «Финская полька» для квартета кантеле в обработке Владимира Салопа, 13 сентября 1956 г. (фрагмент партитуры). Из архива «Кантеле»

Глубокое знание музыкальной литературы и новаторский подход к использованию кантеле позволили Косинскому написать несколько партитур, отмеченных высокими художественными достоинствами: «Шествие гномов» Э.Грига, «Мимолетности» С.Прокофьева, «Грустный вальс» Я.Сибелиуса и – вершину творчества оркестра – «Охоту» Н.Паганини – Ф.Листа.

Оркестр Оркестр. Руководитель и дирижер – Лев Косинский
Шествие гномов Э.Григ. «Шествие гномов» (фрагмент партитуры). Из архива «Кантеле»

В 1958 году в оркестр приходит работать Ройне Раутио – сын известного карельского композитора Карла Раутио, выпускник Ленинградской консерватории (класс О.Евлахова). Он работает дирижером оркестра, приносит свои первые произведения, написанные специально для оркестра «Кантеле» – в частности, ставшие впоследствии широко известными «Вариации на тему финской песни».

Ройне Раутио Ройне Раутио – талантливый композитор, дирижер, основал в «Кантеле» финский вокальный игровой ансамбль «Старые холостяки»
Вариации на тему финской песни Ройне Раутио. «Вариации на тему финской песни» (партия флейты). Из архива «Кантеле»

В итоге Лев Косинский сумел создать оркестр национальных инструментов, отвечающий самым высоким требованиям. Голос кантеле зазвучал с большей выразительностью и внутренней силой. На это тут же откликнулась пресса: «Оркестр звучит гораздо убедительней, появились уверенность, яркость, оптимизм в исполнении. Да и репертуар оркестра стал более интересным, содержательным».
Во время гастрольных поездок в печати появляются такие отзывы:
«Самой высокой похвалы заслуживает мастерство музыкантов. Темпераментно, с подлинным артистизмом играют они на старинных народных инструментах кантеле не только музыку своего народа, но и такие произведения, как «Танец Анитры» Грига и «Мимолетности» Прокофьева…» (Куйбышев).
«Великолепно прозвучали в исполнении оркестра народных инструментов пьесы Грига, Листа, Чайковского. Возможности кантеле огромны…» (Уфа).
«Оркестр кантеле неожиданно поражает свежей и яркой трактовкой произведений Чайковского…»(Мурманск).
Совершенствовал свое мастерство и хор; все видевшие и слышавшие его в один голос признавали: «хор был замечательный»…

Хор

Хор «Кантеле» – первый профессиональный хор в Карелии – начал свое существование в 1942 году в военном Беломорске. Много раз слушатели, критики и пресса отмечали его профессионализм и уникальную особенность: Академический хор – в народном коллективе…
Диапазон жанров и стилей у хора был необычайно широк: от пения академического до народного и эстрадного, от сольных номеров и дуэтов до больших общих полотен, от a cappella’ных пьес до целых программ…
С начала 1960-х хор «Кантеле», камерный по своему составу (около 30 человек), стал именоваться «Хоровой капеллой ансамбля «Кантеле».

Хоровая капелла Хоровая капелла «Кантеле»

Результаты кропотливой работы не заставили себя долго ждать; это наглядно видно в отзывах прессы тех лет. Уже в 1962 году народный артист РСФСР профессор А.Б.Хазанов, знакомый с творческой жизнью и планами «Кантеле», писал на страницах петрозаводской газеты «Ленинская правда»: «Если вспомнить недалекое прошлое, то можно сказать, что удельный вес хоровой группы значительно повысился. Всего лишь четыре года назад хор ансамбля не имел самостоятельного значения и только еще делал заявку на исполнение произведений a cappella. Сейчас он уверенно, весьма убедительно с профессиональной точки зрения, поет различные по жанру произведения, демонстрируя хороший строй, ансамбль, дикцию, художественную выразительность, то есть те качества исполнения, которые характеризуют творческую зрелость коллектива. У хоровой группы солидный по количеству и разнообразный репертуар, дающий возможность выступать с самостоятельными концертами».

Хоровая капелла Хоровая капелла. Руководитель – Семен Карп

Большую роль в вокальном воспитании молодых артистов сыграл прекрасный педагог – Леонид Федосеевич Привалов. Баритон, бывший артист Ленинградского академического театра оперы и балета театра имени С.Кирова (ныне – Мариинский театр), он был вокалист с отличной певческой школой. В годы войны Л.Привалов работал в Театре музыкальной комедии К-ФССР (базировавшемся, как и «Кантеле», в Беломорске), в труппе театра на него равнялись все певцы. Придя в «Кантеле» педагогом по вокалу, он открыл секреты вокального ремесла многим артистам, и «школа Привалова» еще долгое время служила им надежной в певческой работе.

Леонид Привалов Леонид Привалов, педагог по вокальному искусству. Сыграл важную роль в подготовке артистов-вокалистов в ансамбле
Леонид Привалов Леонид Привалов с солисткой хора Людмилой Титовой
Леонид Привалов Леонид Привалов с артистами хора

Успеху способствовали также и другие замечательные педагоги, немало сделавшие для развития хора. В первые послевоенные годы с хором работал Григорий Сергеевич Максимов, благодаря которому хор уже через 2 месяца сделал целую программу a cappella.
«В те годы хор ансамбля гастролировал не так часто, – пишет Семен Карп, – и мы имели возможность много времени отдавать репетиционной работе. И пели много, гораздо больше, чем показывали зрителю. Сейчас приятно вспомнить успешные выступления хора в операх «Алеко» и «Евгений Онегин» (в концертном исполнении) <…> Мы учились нотной грамоте, основам гармонии, осваивали навыки чтения нот с листа. В такой работе росла общая музыкальная культура артистов хора, постепенно складывалось творческое взаимопонимание, шлифовалась слитность голосов. Звучание хора становилось ровным, стройным, гибким».

С ленинградскими артистами С ленинградскими артистами после спектакля «Евгений Онегин» П.Чайковского, 1953. В центре – Лев Косинский, крайний справа – артист «Кантеле» Петр Титов (в опере исполнял партию Трике)

Определяющую роль в становлении творческого коллектива играло постоянство состава. В «Кантеле» выросли опытные певцы, мастера своего дела:

Петр Титов Заслуженный артист Карелии Петр Титов
Клавдия Баш
Раиса Грицан Раиса Грицан
Александра Колчина Александра Колчина
Роза Рудакова Роза Рудакова
Инрих Кунгуров Инрих Кунгуров
Аксентьев Василий Аксентьев
Евгения Юнина Евгения Юнина
Тамара Пикулова Тамара Пикулова

Телевидение в Останкино снимало хор «Кантеле» для коллекции фонда «Золотые голоса России». В прессе появлялись восторженные отзывы.
«Общее восхищение зрителей вызвало выступление хора ансамбля, показавшего высокую музыкальную культуру. Слаженность и чистота звучания вызывают изумление. Хор поет исключительно одухотворенно, прекрасно передает тончайшие оттенки песен и их национальный колорит» (Череповец).
«Безукоризненно поют наши гости с севера – артисты ансамбля «Кантеле». Глубоко вникая в содержание произведения, карельские друзья сохраняют его национальный аромат, умеют донести до слушателя его стилевые особенности» (Куйбышев).
«Истинной народностью исполнения, разнообразием тембров и красок покоряет пение небольшого по составу хора. Чистота интонаций, тонкое кружево подголосков, отличное звуковедение – все это не могло не доставить радость любителям песни» (Киев).
Хор был украшением ансамбля почти полвека…

Важное решение

В процессе поиска новых путей развития ансамбля С.Карп и Л.Косинский приходят к решению, сыгравшему особую роль в творческой жизни «Кантеле»: они отказываются от традиционного соединения хора с оркестром.
«Каждому, – пишет С.Карп в своей книге «Кантеле», – кто хоть поверхностно знаком с жанром, известно, что совместное выступление этих двух групп ансамбля обычно считается в концерте центральным. Это справедливо, но для тех случаев, когда исполнительские возможности коллективов совпадают. В «Кантеле» такое соединение было лишь данью установившейся традиции: грациозные кантеле вынуждены были приспосабливаться к мощному звучанию хора. Кантелистам приходилось применять не свойственные им прием игры, пользоваться красками, чужеродными в палитре кантеле. Хор же, в свою очередь, должен был подстраиваться под звучание кантеле, ограничивать свой репертуар из-за возможностей аккомпанемента».
Художественную несостоятельность соединения хора и оркестра, по всей вероятности, чувствовали руководители «Кантеле» и раньше. Предпринимались попытки создать собственно хоровые номера (их «Кантеле» продемонстрировал уже на Неделе карельской музыке в Москве в 1951 году, когда хор под руководством Г.Максимова пел без инструментального сопровождения). Но на большее пока никто не решился, и в концертной практике так и продолжали сосуществовать два жанра, наглядно демонстрируя недостатки и преимущества каждого из них.

Хор и оркестр «Кантеле», дирижер – Семен Карп. Выступление в Москве в рамках Декады Карельского искусства и литературы, 1959

Отказ от традиционного оркестра и соединения хора позволил оркестру сформировать свой репертуар. Карп и Косинский взяли для себя непременным правилом периодически обращаться к классическим сочинениям карельских композиторов Г.Синисало, К.Раутио, Л.Теплицкого, Р.Пергамента. Лучшие образцы их творчества восстанавливались в неприкосновенном виде, другие приходилось пересматривать и редактировать, учитывая фактор времени. Хор же, в свою очередь, со временем овладел высшей формой исполнительства – пением a cappella.
Кстати, о пении a cappella. Без сопровождения хор попробовал петь в начале 1950-х, и уже в 1955 году выступил с большой самостоятельной программой из карельских, финских, русских народных песен и сочинений Глинки, Чайковского, Шебалина. При подготовке этой программы артистам хора пришлось основательно овладеть новыми для них исполнительскими навыками, во многом пересмотреть отношение к хоровому пению, бытовавшее в ансамбле ранее. Исполнение сложных произведений a cappella требовало от них повышения теоретического уровня, обострения слухового восприятия, совершенствования певческих данных.

Кантеле Карл Раутио, сл. А.Ненонена. «Кантеле» (клавир). Из архива «Кантеле»
Карельская сюита Леопольд Теплицкий. «Карельская сюита» (фрагмент партитуры). Из архива «Кантеле»
Композиторы Карелии Композиторы Карелии Леопольд Теплицкий (слева) и Карл Раутио (справа). Петрозаводск, 1950. Автор съемки – П.В.Беззубенко. Фото из Национального архива Карелии

Новое время

Но наступающее новое время со стремительным развитием средств массовой информации формировало и нового зрителя – более требовательного и искушенного. Чтобы удержаться на волне интереса, требовалось встроиться в контекст все убыстряющегося времени, найти свою нишу, свой неповторимый почерк.
Небывалый размах и распространение получает в 1960-е годы эстрадное искусство в самых разных его проявлениях. Главная характерная особенность этого периода – в составе «Кантеле» появляется несколько самостоятельных художественных коллективов, работающих в самых разных исполнительских жанрах.

Эскиз костюмов к танцу «На плотах»

Отдельные вокальные группы при ансамбле существовали всегда. Но наступившие 1960-е в этом отношении «перещеголяли» своим творческим блеском все предыдущие годы: вокально-инструментальный ансамбль «Незабудки», русское шуточное трио «Нечетное число», эстрадный финский квартет «Лейво», шуточный ансамбль «Ребята-ребятье» и другие.
Первым в этом ряду был создан ансамбль «Старые холостяки», пользовавшиеся на протяжении многих лет неослабевающей любовью зрителя.

«Старые холостяки»

Присмотревшись к вокальным выступлениям артистов петрозаводского Финского драматического театра и «заразившись» ими, в «Кантеле» решили создать группу, исполняющую (точнее – разыгрывавшую) финские народные песни.
Для исполнения требовалось, казалось, немногое: артисты и репертуар. И здесь по-новому раскрылся талант Ройне Раутио, ставшего организатором и первым руководителем новорожденного коллектива, определившегося в своем жанре как «вокально-игровой финский ансамбль».
Начало положили энтузиасты: Максим Гаврилов, Эрик Раутио, Петр Титов, Энсио Венто, Людвиг Каргулев – певцы, музыканты, разносторонне одаренные люди. Они были исполнителями, авторами и соавторами.

Песни из репертуара ансамбля Песни из репертуара ансамбля – «Капитаны» и «Холостяки» (партия II баса). Из архива «Кантеле»

Первые костюмы были позаимствованы в Финском театре. Первое выступление ожидалось с необыкновенным волнением… И вот…
Смех, оживление в зале; аплодисменты сопровождали каждую песню: «Субботний вечер», «Мы все – холостяки», «Матти – сын мельника».
Тут же отреагировала пресса: «Следует признать весьма удачным сформирование финской мужской вокальной группы. Ее выступления расширяют палитру исполнительских возможностей «Кантеле».
Так был сделан первый сознательный шаг в создании коллектива для работы в жанре малых форм – практический итог творческих экспериментов.

Старые холостяки Финский лирический вокально-игровой ансамбль «Старые холостяки». Руководитель – Ройне Раутио

Одновременно с «Холостяками» была предпринята попытка создания мужского эстрадного квартета. На первых порах не обошлось без подражания ленинградскому ансамблю «Дружба», вплоть до заимствования репертуара. Затея не удалась, подбор исполнителей был неудачным, да и сама идея, не подкрепленная в должной мере четким творческим замыслом, оказалась нежизнеспособной. Это был поучительный урок: особенно остро ощутилось, насколько губителен отрыв от питательной среды народного национального творчества.
Однако мысль уже работала в этом направлении, и в 1961 году композитор Юрий Зарицкий написал в тесном содружестве с «Кантеле» лирическую сюиту на стихи карельских и ленинградских поэтов – «Незабудки».

«Незабудки»

Незабудки Юрий Зарицкий, сл. Н.Глейзарова. «Незабудки», песня из одноименной сюиты на стихи карельских и ленинградских поэтов

Необычный для «Кантеле» состав исполнителей – инструментальный ансамбль, вокальный квартет и солисты; необычное изложение музыкального материала – сплав национального и эстрадного; и, наконец, необычная исполнительская задача – передвижение по сцене, общение с партнерами – все это вызывало поначалу опасение и даже протест…
Но вскоре сомнения остались позади. Сюита имела огромный успех у зрителя. Она была записана на радио и в течение нескольких лет транслировалась в эфир.

Незабудки Юрий Зарицкий, сл. Н.Глейзарова. «Незабудки». Обложка и фрагмент рукописной партитуры для инструментального ансамбля, 1970. Из архива «Кантеле»

Успех авторов по праву разделили первые исполнители – Клавдия Баш (Поволоцкая) и Виктор Каликин.
Сюита Юрия Зарицкого, состоявшая из пяти номеров – «Незабудки», «Атлантика зовет», «Песенка туристов», «Над речкой Олонкой», «Хей, рулла!» – окончательно сцементировала еще один исполнительский коллектив «Кантеле» – вокально-инструментальный ансамбль «Незабудки».
В последующих программах этот жанр получил свое дальнейшее развитие и в новой работе Юрия Зарицкого «Что у вас, ребята, в рюкзаках?» (1965) и в сюите Рувима Пергамента «Лесная наша сторона» (1967, инструментовка А.Антышева)

Незабудки"" «Незабудки». Солисты – Клавдия Баш (Поволоцкая) и Виктор Каликин
Незабудки «Незабудки». Солисты – Виктор Каликин и Геннадий Кутузов

Юрий Зарицкий

Со временем сложился коллектив авторов, систематически, из программы в программу, утверждающих своими работами художественные принципы «Кантеле». Одним из них стал композитор и фольклорист Юрий Зарицкий, выпускник Ленинградской консерватории им. Римского-Корсакова (1952), автор ряда песен, произведений для оркестра народных инструментов, музыки к кинофильмам. Талантливый и вдумчивый музыкант, он активно работал с «Кантеле», помогал в творческих поисках, наталкивал своими сочинениями на создание новых интересных жанров.
Наиболее удачными среди его обработок народных песен оказались вепсская «Прялица» для ансамбля «Айно» и хоровые партитуры «Ворота Дарьевски» и «Парни с девушками пляшут». Эти вещи с большим успехом исполнялись на Декаде карельского искусства и литературы в Москве в 1959 году и много лет не сходили с афиш «Кантеле».

Ворота-то были Дарьевски Поморская народная песня «Ворота-то были Дарьевски» в обработке Юрия Зарицкого (партии сопрано и альтов). Из архива «Кантеле»
Красная лента Финская народная песня «Красная лента» в обработке Юрия Зарицкого (фрагмент партии сопрано). Из архива «Кантеле»

Позже Юрий Зарицкий пишет цикл хоров a cappella на стихи карельских поэтов, создает уже упоминавшиеся вокально-инструментальные сюиты «Незабудки» и «Что у вас, ребята, в рюкзаках?», и, наконец, в 1965 году в хоре «Кантеле» прозвучало самое вдохновенное сочинение композитора – песня-дифирамб «Карелия». Она стала любимым произведением, регулярно включалась в концертные программы, была записана на пленку, отснята в документальном кино; использовалась для озвучивания многих радио- и телепередач, исполнялась в коллективах художественной самодеятельности. Любопытным и оригинальным сочинением Зарицкого оказались и вокальные Вариации без слов на финскую тему для пяти вокальных квартетов и контрабаса (1969).

Программка гастрольных выступлений Программка гастрольных выступлений «Кантеле» в 1962-63 годах, в которых исполнялась сюита Ю.Зарицкого «Незабудки»

«Что у вас, ребята, в рюкзаках?»

Пожалуй, самая близкая и дорогая для ансамбля работа за эти годы – программа «Что у вас, ребята, в рюкзаках?» с музыкой Юрия Зарицкого на стихи Льва Куклина.
Именно в ней нашла свое наиболее яркое выражение художественная тенденция «Кантеле», проявилась творческая зрелость коллектива.

Афиша Афиша программы «Что у вас, ребята, в рюкзаках?»

Эту концертную программу ансамбль с неизменным успехом играл несколько лет, она осталась в памяти многих поклонников и друзей «Кантеле».
Тепло откликнулась на премьеру этой программы республиканская газета «Ленинская правда»:
«Последняя работа «Кантеле» своеобразна. В целом ее можно определить как жанр эстрадного обозрения, удачно названного по песне Ю.Зарицкого «Что у вас, ребята, в рюкзаках?» Учитывая разнообразное художественное «ассорти» программы, авторы-режиссеры стремились придать ей композиционную стройность, целостность. И это удалось.
…У новой композиции есть еще одна характерная особенность. Это «молодежность», выраженная задорным, бодрым и жизнерадостным характером темы и манерой исполнения. Разнообразие и контрастное жанровое чередование номеров производят благоприятное впечатление, поддерживают живой интерес зрителей на протяжении двух объемных по содержанию концертных отделений»
.

Юрий Зарицкий, сл. Л.Куклин. «Что у вас, ребята, в рюкзаках?». Фрагмент партитуры. Их архива «Кантеле»
Программа Программа концерта 23 декабря 1966 года, в котором исполнялась лирическая сюита Ю.Зарицкого, сл. Л.Куклин. «Что у вас, ребята, в рюкзаках?»

«Нечетное число»

В это же время в концертах ансамбля «Кантеле» дебютирует еще один оригинальный коллектив – русское шуточное трио «Нечетное число».
Его репертуар сложился из старинных и современных шуточных песен, частушек, куплетов, страданий.
Поиски репертуара, мизансценического решения, манеры поведения определили успех дела. От программы к программе оттачивались и шлифовались мельчайшие исполнительские детали, отбрасывалось все лишнее, случайное.
Веселые номера, построенные на задиристом шутливом диалоге девушек и парня, быстро завоевали заслуженную любовь и популярность. Неожиданно проявившееся комедийное дарование артистов в сочетании с их отличными вокальными данными сумело создать яркие типажи и характеры и сделало группу украшением ансамбля.

Русское шуточное трио Нечетное число Русское шуточное трио «Нечетное число»: Раиса Грицан, Александр Филинов, Роза Рудакова

«Лейво»

Настоящей находкой, творческой удачей было создание эстрадного квартета «Лейво» (Жаворонок).
Три месяца репетиционной работы – и успех в зарубежной поездке! Всего одна программа – и полное признание!
Квартетом заинтересовались Московское и Карельское радио, телевидение, кинохроника; его выступления включаются в торжественные праздничные концерты…
Успех Ирины Житковой, Лидии Егоровой, Лидии Скачковой и Василия Аксентьева – успех и гордость самого ансамбля.
В исполнении квартета звучали финские песни, аранжированные в современной манере, без инструментального сопровождения. Много труда в создание этого коллектива вложили композитор Алла Лиханова и консультанты финского языка, артистки ансамбля – Виено Хямяляйнен и Тююне Пулккинен.

Эстрадный квартет Лейво Эстрадный квартет «Лейво»: Ирина Житкова, Лидия Егорова, Лидия Скачкова, Василий Аксентьев

Работа над кантеле

Съемки квартета кантеле для киножурнала. Остров Кижи, 1967

Все эти годы продолжалась работа над усовершенствованием кантеле. Инструменты, созданные в конце 1930-е годов Евдокимом Клюхиным, а в более поздние годы другими мастерами, не были свободны от недостатков. Огорчали их слабозвучность, дребезжание, несовершенство механики, хрупкость корпуса.

Кантеле Илмари Кукка Кантеле работы эстонского мастера Илмари Кукка

Многолетний труд энтузиастов – марийских, эстонских, московских – нашел свое завершение в удачных опытах эстонского мастера Илмара Кукка, которому впервые удалось освободить кантеле от ряда дефектов и создать в 1968-1969 годах полнозвучный и надежный инструмент. Но даже и этот инструмент по своему звучанию, по силе звука, не всегда удовлетворяет требованиям больших концертных залов. Поэтому предпринимаются попытки расширить исполнительские возможности кантеле и с помощью электрофонии, на основе современных технических достижений.

Кантеле работы Илмари Кукка и сегодня звучат на сцене в руках артистов «Кантеле». Артистка оркестра Александра Сахарова

«Кантеле» к концу 1960-х

Таким образом, в эти годы концептуальным принципом развития «Кантеле» стало жанровое разнообразие.
Определился своеобразный творческий почерк ансамбля: близкий к эстрадному обозрению, имеющий в основе различные виды национального искусства малых форм. В таком качестве коллектив уже переставал быть ансамблем песни и танца – он стал художественной организацией нового типа.
В содружестве с художником Алексеем Акимовым были предприняты попытки решения сценического национального костюма. От старинной одежды отказались, одев артистов в современные элегантные костюмы модного покроя с учетом национальных особенностей; покрой варьировался в деталях, в цвете использовалась гамма сдержанных тонов.

Хор Хор «Кантеле», 1970-е годы

Исключение составили коллективы с этнографическим уклоном, например, группа «Айно» или ансамбль «Старые холостяки», но и в их костюмы художнику удалось внести много нового, современного.
Одну из программ оформила карельская художница Тамара Юфа. Тонкое понимание природы северного народного творчества и безупречное чувство стиля позволили ей создать такие образцы современного сценического костюма, которые и сами по себе могут считаться произведениями искусства.
Так ансамбль «Кантеле» обретал свое новое лицо.

Поздравление кукольников Поздравление «Кантеле» с 30-летием от артистов кукольного театра

Новое поколение балета

В начале 1970-х произошла неизбежная смена поколений. Какими только путями ни оказывались молодые артисты в «Кантеле», пополняя собой ряды представителей карельского народного искусства!..
Из Челябинска, где в эти годы была сильная самодеятельность, добралась до Петрозаводска большая группа танцоров. Многие из этих новоявленных молодых оставят заметный след в истории ансамбля: Борис Шустов, Геннадий Васильев, Анатолий Выдрин, Надежда Щеркина, Алексей Караченцев (из тех самых знаменитых братьев Караченцевых, создавших на Урале свой танцевальный коллектив, со временем переросший в профессиональный ансамбль танца «Урал»).

На ярмарке «На ярмарке»: Илья Жуков и Надежда Щеркина
Кадриль «Кадриль». Солистка – Мария Карамзина

Они добирались в «Кантеле» отовсюду, еще, наверное, не представляя, что обретут здесь себе не только работу, но и судьбу, дом: было что-то магическое, завораживающее в самом этом слове «Кантеле».
Прибыла из Коми (ансамбль «Асья Кыа») молодая пара Мясниковых – Виктор и Надежда; из ансамбля «Русь» – Вадим Албычев, из Оренбургского народного хора – Любовь Корабельникова (Богданова), из Красноярского ансамбля танца Сибири – Анна Шустова, из Сортавальского пограничного ансамбля – Светлана Грачева. Новые силы влились и из петрозаводчан: в 1971 году вернулся из армии уже работавший в «Кантеле» с 1967 года Николай Богданов…

Повозка «Повозка» (постановка В.Кононова). Солисты – Любовь Богданова и Анатолий Мишарин
Русская пляска «Русская пляска» (постанавка М. Годенко), 1967
Русский танец «Русский танец». Солист – Анатолий Выдрин

Те, которые пришли в танцевальный коллектив в начале 1970-х, отработали этим составом, почти без изменения, все двадцать лет…

Новое поколение балета Новое поколение балета «Кантеле» в начале 1970-х: (стоят слева направо) Лидия Кноль (Маккоева), балетмейстер Анатолий Анущенко, Елена Розова, Светлана Грачева, Анатолий Выдрин, Людмила Саяпина, Татьяна Лобастова, (сидят в среднем ряду) Галина Карманникова, Владимир Воеводин, Вадим Албычев, Любовь Богданова, Геннадий Васильев, (сидят впереди) Борис Шустов, Виктор Мясников, Николай Богданов, Надежда Мясникова

Танцевальной группой ансамбля в это время руководил великолепный танцовщик и балетмейстер, заслуженный работник культуры Карелии Анатолий Анущенко.

Анатолий Анущенко Анатолий Анущенко, солист балета, репетитор ансамбля. Проработал в ансамбле «Кантеле» 20 лет, внес большой вклад в развитие национальной хореографии

В это же время восстанавливал свои танцы «Ложки», «Северная кадриль», «Круга», «Шестерка в тройках», «Свадебная повозка» Василий Иванович Кононов.

Шестерка в тройках Шестерка в тройках «Шестерка в тройках» (постановка В.Кононова)
Шустовы Борис и Анна Шустовы. Вепсский танец с ложками (постановка В.Кононова)

Тогда же в «Кантеле» ставила свои танцы «Карусель», «Ристу-Кондра», «Так ткут сукно» (в новой редакции), «Полкис», «Понюшку табака», «Игру бычков», польку «Сякки-Ярви» заслуженная артистка республики Хельми Мальми. Сочетание мастерства и молодой энергии давало свои ощутимые результаты, новые творческие импульсы.

Полька Сякки-Ярви Полька Сякки-Ярви (постановка Х.Мальми)

Артисты балета Анатолий Анущенко и Леонид Игнатьев выезжали к коллегам в Германскую Демократическую Республику, в г.Нойштрелиц, где поставили для немецких друзей несколько наших танцев (по В.Кононову). А их хореограф Розе-Мария Эм-Шульц была гостьей Петрозаводска и поставила в «Кантеле» сюиту из танцев прибалтийских немцев. Она с большой теплотой отозвалась о нашем коллективе: «Артистов вашего ансамбля я знаю по их выступлениям в округе Нойбранденбург. Теперь я обнаружила новые качества ваших танцоров. Это подлинные энтузиасты, внимательные и чуткие в работе, репетируют с большой отдачей и старанием».

Анатолий Анущенко на репетиции Анатолий Анущенко на репетиции в Германии
Немецкий хореограф Розе-Мария Эм-Шульц и Анатолий Анущенко с коллегами Немецкий хореограф Розе-Мария Эм-Шульц и Анатолий Анущенко с коллегами
Старая деревня «Старая деревня» (постановка В.Кононова) – Анна Шенкман, Галина Акимова, Федор Козин, Елена Изотова, Илья Жуков)
Старая деревня «Старая деревня» (постановка В.Кононова) – Илья Жуков и Иван Рудаков
Шуточный танец Шуточный танец – Илья Жуков, Виктор Чижов, Галина Акимова. 1965
Цыганский танец Цыганский танец (?, Иван Рудаков, Леонид Игнатьев)
Румынский танец Румынский танец – Леонид Игнатьев, Виктор Чижов, Анатолий Фирсов
Сапожники «Сапожники» – Иван Рудаков и Илья Жуков

«Айно» и оркестр

Еще раньше, в 1965 году, сменился руководитель в группе «Айно»: в «Кантеле» пришла Клара Стасюк. На посту хормейстера она сумела сберечь исполнительские традиции, заложенные создателем и бывшим руководителем «Айно» Софьей Павловной Оськиной.

Айно Группа «Айно» в 1972 году: Евдокия Игнатьева, Лидия Макарова, Надежда Выдрина, Валерия Потапенко, Валерия Таврель, Людмила Иутина

В 1970-х в «Айно» приходят новые певицы, проработавшие много лет и впоследствии составившие славу «Кантеле». Одна из них – Надежда Выдрина, пришедшая в 1970 году. Карелка по национальности, она обладала уникальным голосом – характерным, всегда узнаваемым.

Надежда Выдрина Надежда Выдрина

В 1973 в ансамбле появляется Валентина Лашина – исполнительница яркого дарования с характерной внешностью и чрезвычайно широким художественным арсеналом возможностей. Она сразу же начала петь в «Айно», а вскоре, закончив музыкальное училище, стала солисткой ансамбля, пела на карельском, финском, русском языках, народные песни и авторские, напевки и частушки.

Валентина Лашина Валентина Лашина

Новые имена появляются и в оркестре. В 1967 в «Кантеле» была принята ученицей Валентина Матвеева – кантелистка, ставшая затем солисткой оркестра, выступавшая в трио с Эйлой и Эриком Раутио; она проработала в оркестре более 20 лет.

Валентина Матвеева Валентина Матвеева
Оркестр Оркестр и хор «Кантеле» в начале 1970-х. В ряду кантелистов 2-я слева – Валентина Матвеева, справа – Эйла и Эрик Раутио
Трио кантелистов Трио кантелистов – Эрик Раутио, Валентина Матвеева, Эйла Раутио
И.Брамс. Вальс. И.Брамс. Вальс. Переложение для трио кантеле Эрика Раутио. Партия II примы (фрагмент). Из архива «Кантеле»

В 1975 году в ансамбль приходит Наталья Акулишнина, которая долгое время была ведущей артисткой оркестра, владея всеми разновидностями инструмента: кантеле-прима, 10-струнное, 5-струнное, хроматическое. По ее инициативе были созданы инструментальные ансамбли: дуэт кантеле (Наталья Акулишнина и Александра Гудкова), дуэт кантеле – фортепиано (Наталья Акулишнина и Сергей Стангрит), ставшие заметным явлением музыкальной жизни не только ансамбля «Кантеле», но и всей республики. В настоящее время заслуженный работник культуры Карелии Наталья Акулишнина руководит ансамблем кантелистов Молодежной студии «Кантеле».

Наталья Акулишнина Наталья Акулишнина

Борис Константиновский

Традиции Семена Карпа продолжил Борис Костантиновский, работавший в «Кантеле» художественным руководителем с 1971 по 1976 год. Дирижер-хоровик, как и Семен Карп, Борис Моисеевич особое внимание уделял звучанию хора и вокальных групп, активно занимался вокалом с артистами хоровой капеллы — Ириной Жуковой, Розой Кривцовой, Инрихом Кунгуровым, создавая с ними сольные номера и программы высокого уровня.

Борис Константиновский Борис Константиновский — художественный руководитель «Кантеле» в 1971-1976 годах
Борис Константиновский Борис Константиновский — заслуженный работник культуры Республики Карелия. Фото 2006 года

Своей главной задачей Борис Константиновский считал сохранение классического подхода к исполнительству и народному творчеству, призывая к бережному обращению с национальным музыкальным наследием. Его перу принадлежат многочисленные обработки народных мелодий, пополнившие репертуар «Кантеле», а также авторские произведения.

Государственный ансамбль Карельской АССР Кантеле Пластинка «Государственный ансамбль Карельской АССР «Кантеле»
Обложка и оборот с программой Обложка и оборот с программой, в которую вошли обработки Б.Константиновского

В это время ансамбль активно концертирует, ездит с гастролями, записывается на пластинки и на телевидении.
Ошеломляющий успех ожидал «Кантеле» в Финляндии в 1971 году, сюрпризом для знатоков и любителей стала «Ave Maria» Ф.Шуберта в исполнении Клавдии Баш и оркестра. Как вспоминает сам Борис Моисеевич, никто не ожидал от национального ансамбля такого репертуара; «Кантеле» в очередной раз доказал на сцене свой высокий профессионализм и универсальность.

Музыка Карелии Обложка пластинки «Музыка Карелии», выпущенной в серии «Искусство народов СССР». Здесь наряду с Симфоническим оркестром Карельского радио, Хором студентов Петрозаводского университета, Вепсским народным хором записаны произведения в исполнении коллективов ансамбля «Кантеле» — Хоровой капеллы п/у Бориса Константиновкого, Финского вокального квартета «Лейво», оркестра п/у Семена Карпа и народной вокальной группы «Айно» п/у Клары Стасюк

Чемоданное настроение

Чемоданное настроение было характерной чертой состояния ансамбля «Кантеле» этого времени. Возвратившись с очередных гастролей, свои походные принадлежности можно было не распаковывать. Жили в купе и плацкарте, в автобусах и самолетах. «Домом» было отгороженное тонкой простыней собственное купе, прогулочным Бродвеем – платформа проезжающей станции, супермаркетом – дорожные ларьки…
Объявление  Зато были бесконечные выступления, встречи, впечатления…
С гастролями проехали всю территорию бывшего Советского Союза: от Калининграда до Дальнего Востока, пересекая порой и границы зарубежья: Москва, Ленинград, Киев, Свердловск, Баку, Таллин, Ереван, Ялта, Вильнюс, Минск, Тбилиси, Алма-Ата, Кишинев, Иркутск, Мурманск, Николаев, Рига, Харьков, Кисловодск, Ростов-на-Дону, Фрунзе, Целиноград, Куйбышев, Саратов… Для кантелистов на карте нашей страны почти нет «белых пятен».

Афиша Афиша гастрольной поездки «Кантеле» в Финляндию, 29 августа 1961 года

В эти годы ансамбль принимал особенно активное участие в создании и укреплении побратимских связей, выезжая в города-побратимы Петрозаводска – Варкаус, (Финляндия), Ла-Рошель (Франция), Нойбранденбург, Тюбенген (Германия), Умео (Швеция).

На гастролях в Германии На гастролях в Германии, 1972

В книге Семена Карпа читаем: «Несколько раз нам довелось побывать в Финляндии. Эти поездки в рамках культурного обмена с Демократическим союзом народов Финляндии (ДСНФ) оставили неизгладимое впечатление. Приходилось выступать в Хельсинки, Тампере, Турку, Лахти, в других городах и поселках, и везде нас ожидал сердечный прием простых тружеников этой страны. Бросались в глаза дружелюбие, интерес к посланцам советского народа, Советской Карелии. Наше творчество оказалось близким и понятным зрителям, особенно произведения карельского фольклора. Их очень тепло принимали, просили привезти в следующий раз больше русских танцев и песен и танцев.
…В 1969 году мы постарались удовлетворить эти пожелания и подготовили программу из нескольких русских песен. Она проходила с огромным успехом. Надо было видеть и слышать, что творилось в зале после исполнения «Колокольчика» или «Русской кадрили»! В эти минуты мы все испытывали чувство гордости за свою Родину, за наше искусство, нашу культуру».

На гастролях в Финляндии На гастролях в Финляндии, 1970-е годы
На фестивале в Финляндии На фестивале в Финляндии На фестивале в Финляндии, 1970-е годы

1967 – Финляндия (Оулу); 1969 – Финляндия (Йоэнсуу, Миккели, Куопио, Тампере, Хельсинки); 1972 – ГДР; 1977 – ГДР, Франция, Прибалтика, Псков, Рига, Москва; 1978 – Сибирь, Поволжье, Чехословакия; 1979 – Украина, Крым, Белоруссия… Тысячи концертов, сотни тысяч километров по родной Карелии, по городам Советского Союза, по зарубежным странам… Множество городов и стран, фамилий и имен, лиц на фотографиях… Жизнь бурная и кипучая не оставляла ансамбль в эти годы – новые программы, выступления и гастроли, гастроли, гастроли…

«Кантеле» в Чехии, 1978
Первая поездка во Францию, в город-побратим Ля-Рошель
Обложки программки выступлений «Кантеле» в Финляндии в 1967 и 1969
Программка Кантеле Программка «Кантеле» для выступлений в Финляндии, 1971 (разворот)

Министерство культуры и по связям с общественностью Республики Карелия, 2006
Государственный национальный ансамбль песни и танца Карелии "Кантеле"
Авторы сайта: Анна Воронина, Наталья Гроссман
Дизайн: Дмитрий А. Дмитриев

Рождение Кантеле Роковые 40-е После Победы Новый поворот Назад к истокам Перестройка Информация Инструмент кантеле Лица Видеоархив Афиши