Кантеле: Окна в историю

Перестройка в стране

Перестройка и новое мышление  С 1985 года начался новый этап истории страны – перестройка с целью модернизации социалистического строя в СССР.
Однако уже в начале 90-х в условиях экономического кризиса завершился советский период в истории государства. Начался переход к рыночной экономике и установлению демократического общественно-политического строя западного типа.
Политические изменения не могли не коснуться и Карельской республики. 13 ноября 1991 года Верховный Совет КАССР принял решение о переименовании КАССР в Республику Карелия в составе РСФСР.
Империя прекратила свое существование. Братские республики стали суверенными государствами. Вместе с империей ушли в прошлое государственные заказы и государственное обеспечение коллективов; на первый план вышли слова «рентабельность», «самоокупаемость», что для больших коллективов было непредставимым вообще.
Ослабление материальной базы культуры, экономические проблемы создали сложности, бороться с которыми зачастую не представлялось возможным: резко упало финансирование, в поисках лучшего уходили артисты, многие ансамбли были расформированы. Культура из состояния «процветания» перешла в состояние «выживания».
Человеком, которому выпала нелегкая доля руководить ансамблем «Кантеле» в это «смутное время», оказался Вячеслав Сеидов.

Новая символика Республики Карелия – утверждена в 1993 (подробнее о символике Карелии см. на официальном сервере органов государственной власти Республики Карелия)

Вячеслав Сеидов

Он пришел в «Кантеле» в январе 1987-го, в те первые перестроечные годы, когда еще никто и не предполагал, куда заведет он, этот завладевший всеми, знобящий дух перемен. Пришел и остался – до нового века, до нового тысячелетья…

Вячеслав Сергеевич Сеидов Вячеслав Сергеевич Сеидов – заслуженный работник культуры Карелии, директор ансамбля «Кантеле» в 1987-2000. Проработал в «Кантеле» 12 лет, 15 лет – в Карельской государственной филармонии

Окончив в Ленинграде Педагогический институт им. Герцена, и попутно факультет общественных профессий, приобретя дополнительную специальность учителя пения, он оказался в Петрозаводске, где поступил в музыкальное училище.
Ему повезло: на дирижерско-хоровом отделении он оказался учеником С.М.Карпа, который долгие годы был художественным руководителем ансамбля «Кантеле»…
Букет полученных специальностей сконцентрировался в одну, когда он стал директором республиканского Дома творчества (1961-1972). Это одна из трех основных записей в его трудовой книжке. Там он и приобщился к народной культуре и уже навсегда полюбил ее. В это время во всю звучал Петровский, Сегозерский народные хоры, творил Иван Левкин (основоположник народной песенной культуры). Не попасть под завораживающее влияние танцующей, поющей «народности» было невозможно…
Потом – 15 лет работы художественным руководителем в Карельской государственной филармонии…
И, наконец, «Кантеле», где он появился опытным руководителем и человеком, все так же, а может и еще в большей степени – влюбленным в народное искусство.
Перед В.Сеидовым встали вопросы: как сохранить ансамбль в эти невероятно трудные перестроечные годы, как угадать, в чем нуждается начинающая обновляться Россия, найти нерв, способный отозваться в сердце зрителя? КАК СОХРАНИТЬ СЕБЯ?

Перестройка в ансамбле «Кантеле»

Сегодня на вопрос: «Как же удалось сохранить ансамбль?» – В.И.Сеидов отвечает: «Выжили за счет того, что постарались сделать перестройку внутри ансамбля, пристроившись к потребностям дня. В эти годы, несмотря на все экономические и прочие трудности, стала возникать новая волна интереса к народной культуре, к исконным нашим корням… Просто прошедшая перестройка в обществе совпала с перестройкой внутри ансамбля».
Форма ансамблей «песни и танца», возникшая в 30-е годы и сохранившаяся до 80-х, уже стала устаревать. А время диктовало свои, порой жестокие, законы. Нужны были коренные перемены, и они не заставили себя ждать.
Отказались от музыки советских композиторов и почти – от авторской. Сложился репертуар из произведений народной музыки, обработанной в самых различных стилях. Ярко, красочно; на каждый номер – новые костюмы.
Произошла реконструкция и в рядах самого коллектива. Было поставлено несколько приоритетных задач: сделать ансамбль – ансамблем; создать совместные номера, в которых бы участвовали все артисты и коллективы ансамбля. Преобразовать оркестр: сделать его более подвижным, мобильным. Отказаться от дирижирования на сцене (до сих пор оркестром на сцене управлял дирижер) – учить партитуры наизусть. Оркестр расширили и дополнили новыми инструментами – скрипками, альтом, аккордеонами, флейтой, кларнетом. Из этого состава в дальнейшем и образовался вариант так называемого «финского инструментального ансамбля», отличительной способностью которого было легкое и органичное передвижение по сцене, артистичное исполнение собственных номеров и аккомпанемент.
Газеты запестрели заголовками: «Кантеле умирает», «Скрипки забьют кантеле»… Но «Кантеле» хоронили уже не раз.

Горизонт новых звезд

Придя на работу в «Кантеле», Вячеслав Сергеевич начал, как и большинство руководителей, с обновления руководящего состава ансамбля.
На должность художественного руководителя был приглашен Генрих Туровский, хорошо знающий народную культуру, и именно ему во многом обязан изменившийся имидж ансамбля.

Генрих Всеволодович Туровский Туровский Генрих Всеволодович — художественный руководитель ансамбля «Кантеле» c 1989 по 1991, заслуженный работник культуры Карелии (1987) и России (1993), лауреат премии «За подвижничество» Международного фонда им.Д.С.Лихачева

Выпускник дирижерско-хоровой факультета Ленинградской консерватории, он проработал в «Кантеле» с 1989 по 1991 год. До прихода в ансамбль Генрих Всеволодович преподавал на кафедре хорового дирижирования в консерватории (1968-1989), а также был художественным руководителем Вепсского народного хора (1974-1982). Но общественности Петрозаводска он известен, конечно же, больше всего как художественный руководитель ансамбля народной музыки «Тойве» Петрозаводского университета (с 1982), в состав которого входят преимущественно студенты карельской и финской национальностей, исполняющие народную музыку, песни, танцы, игры различных народностей финно-угорской языковой семьи, проживающих на территории Карелии.
Новые идеи привнес сменивший Г.Туровского на посту художественного руководителя «Кантеле» Сергей Стангрит.

Сергей Стангрит Сергей Стангрит

За много лет служения «делу Кантеле» заслуженный артист Республики Карелия Сергей Стангрит создал множество ансамблей народной музыки — таких, как детский фольклорный ансамбль «Воробьишки», студенченские коллективы Педагогического университета «Джинс-кантеле» (юноши), «Хейла-кантеле» (девушки) и экспериментальный молодежный ансамбль «Экма» и многих других. Ныне Сергей Яковлевич — художественный руководитель Центра музыкального воспитания и музыкальной терапии Дворца творчества детей и юношества. Сергей Стангрит много лет занимается арт-терапией, применяя ее для реабилитации детей-инвалидов; он убежден, что звуки кантеле лечат — как тело, так и душу.
Выпускники консерватории Александр Быкадоров и Игорь Крушельницкий возглавили группу «Айно», хор, а в дальнейшем и оркестр. Дали согласие на работу в «Кантеле» балетмейстеры, уже завоевавшие себе имя, супруги Евгений и Светлана Смирновы…

В артистический состав пришли выразительные солисты: Иван Киэвеляйнен (кантеле), Леонид Севец – исполнитель народных песен и баллад, блестяще владеющий игрой на народных инструментах. По происхождению карел (из Медвежьегорска), Лео Севец глубоко чувствовал народную песню и мог подать ее в самом невероятном современном ключе (вплоть до рока), что явилось тогда новым словом в исполнительском жанре народной песни.

Леонид Севец Леонид Севец (кантеле, талхарпа)

Тогда же сцену «Кантеле» украсил гармонист-самородок Александр Каширин, работающий в паре с колоритнейшей Валентиной Лашиной – исполнительницей народных песен и частушек.

Валентина Лашина и Александр Каширин
Дружеский шарж на выступление Валентины Лашиной и Александра Каширина (Финляндия 1991)
Александр Каширин, Валентина Лашина и Андрей Бразевич

Значительно расширился состав оркестра, заиграв новыми инструментами и именами: Мария Фролова (альт и йоухикко), Ирина Шидерова (народная флейта), Ирина Шишканова (кантеле), Сергей Зобнев (аккордеон), Андрей Бразевич (аккордеон), кантелист Александр Иванов и многие другие.

Иван Киэлевяйнен Иван Киэлевяйнен (кантеле)
Ирина Шишканова – заслуженная артистка Карелии (кантеле)
Фролова Фролова Мария Фролова (йоухикко, альт)
Шидерова Шидерова Ирина Шидерова (флейта, народная флейта). Финляндия, 1991
Александр Иванов (кантеле)

Позже в ряды артистов-музыкантов влилось еще более молодое, подающие немалые надежды поколение: Алексей Киселев, Елена Магницкая, Денис Козлов, Изольда Субботина, Михаил Тоцкий…

Алексей Киселев
Елена Магницкая (кантеле)
Денис Козлов (флейта, волынка)
Изольда Субботина
Тоцкий Михаил Тоцкий

Нас поманит «Пелиманнит»

К началу 90-х был сформирован в новом виде оркестр. Его дополнили и народными инструментами: 5-струнные кантеле, йоухикко, вирсиканнель, народные флейты, мянкюри, – чтобы их звучание как можно больше пронизывало программу насквозь.
ОРКЕСТРОркестр  Еще более весомая роль отводилась и самому инструменту кантеле. Акцент в программах делался на ансамбль кантелистов, с номерами кантеле-соло, дуэт кантеле.
Внутри самого коллектива появилось много мини-ансамблей, в частности, уже упоминавшийся финский инструментальный ансамбль, одно время носивший название «Пелиманнит». Играли инструментальные пьесы, бытовую финскую, карельскую музыку в традиционных и современных обработках. С музыкантами все успешнее выступала певица Татьяна Перонь.

Финский инструментальный ансамбль «Пелиманнит», солистка Татьяна Перонь

Большим успехом пользовался ансамбль старинной музыки с участием Сергея Стангрита, дуэт голосистой Валентины Лашиной и Александра Каширина, Леонида Севеца и группа «Айно», множество других…

Лео Севец (талхарпа)

Последние гастроли хора

хор  Со временем пришлось сделать вывод, что в новую – живую, гибкую – программу ансамбля не вписывается хор. Статичный на сцене, он занимал много места. Была проблема и с кадрами-мужчинами. В ансамбле вместе с хором – 60 артистов, даже выехать куда-то всем коллективом было проблематично. В 90-е годы принято решение – хор расформировать.
валаам  «…К 90-му году в хоре осталось всего семеро… Помню май 90-го года… Нас отправили на Валаам с новой программой.
Программа называлась «Литургия Валаамского распева», готовил ее с нами Игорь Архипов (руководителем хора был И.Крушельницкий). Работал – бесподобно, учил и сам умел петь так, что голос, казалось, действительно доходил до неба.
Расположились в Воскресенском скиту. Внизу под горкой была пристань, куда причаливали теплоходы. Туристов было множество…
валаам  Надо сказать, что порой приходилось очень трудно. Холодно, условия жизни суровые… Пробыли мы на острове около двух месяцев. Многие не выдерживали. Было даже такое, что выходили петь вдвоем с Галиной Карповой – два сопрано.
А пели в Воскресенском скиту, стоя на клиросе, при свечах. Звук – просто завораживающий. Люди слушали, обхватив руками головы.   Когда мы выходили, народ не расходился, ждал нас. Ленинградцы, москвичи подходили, спрашивали:
- Где можно купить ваши записи? Ни один орган не может сравниться с вами…
Финны записывали и увозили записи с собой…
Успех был потрясающий.
валаам  Мы еще не знали, что это будет наше последнее выступление и последняя поездка. Когда возвратились в Петрозаводск, узнали, что хор расформирован…
Один из финнов, который сделал на Валааме записи, приехал потом в Петрозаводск и, придя к Максиму Гаврилову – поделился замыслом: «купить» наш хор. Вместе они отправились к директору… Но хора уже не существовало…»

Это рассказ Розы Моисеевны Кривцовой, старейшего участника ансамбля, которая до сих пор «болеет» по своему хору, вспоминает о нем с тоской и любовью.

Кривцова Роза Кривцова – 40 лет с «Кантеле»!
Артисты хора Артисты хора «Кантеле» на Валааме. Вторая слева – Роза Кривцова
Артисты ансамбля Артисты ансамбля (слева – Роза Кривцова) у афиши «Концерт духовной музыки. Литургия Иоанна Златоустаго Валаамского распева (обработка для хора Игоря Архипова). Исполнители: хор и солисты ансамбля песни и танца Карельской АССР «Кантеле». Дирижер – Игорь Крушельницкий. Начало в 12.45 и в 18.45 час. Билеты продаются перед началом концерта. Цена билета – 2 рубля»
Артисты ансамбля на о.Валаам Артисты ансамбля на о.Валаам

Народный праздник

Произошли и другие перемены. Уехали по семейным обстоятельствам Смирновы…
Но подрастал внутри коллектива свой балетмейстер Раиса Калинкина – выпускница Московского института культуры. А ее муж Валерий Калинкин – блистательный танцор, был ведущим солистом. Когда Р.Калинкина поставила первый танец «Калина», он имел такой успех, что ее решили назначить балетмейстером-постановщиком ансамбля.

Раиса Калинкина – артистка балета, затем балетмейстер ансамбля «Кантеле»

За нескольких лет Р.Калинкина значительно расширила репертуар ансамбля, создав ряд танцевальных номеров, единых блоков, пополнивших коллекцию «золотого фонда» и звучащих на современной волне: «Рускей нейчут», «Танцы северной Карелии», «Калина», «Калевальский круговой», «Шла Настасья» (танец с кошелями), «Так ткут сукно», Пролог и Финал концерта (большие, масштабные танцевальные сюиты), множество других.

Танцы в постановке Раисы Калинкиной Танцы в постановке Раисы Калинкиной Танцы в постановке Раисы Калинкиной Танцы в постановке Раисы Калинкиной Танцы в постановке Раисы Калинкиной Танцы в постановке Раисы Калинкиной Танцы в постановке Раисы Калинкиной
Танцы в постановке Раисы Калинкиной

Вместе с новым хореографом пришла в ансамбль и новая лексика. Удачам ее немало способствовал творческий союз с Александром Быкадоровым, который в это время руководил оркестром и делал обработки исполняемых произведений.
Яркая творческая личность Александра Быкадорова, основателя и бессменного идейно-музыкального руководителя одной из самых передовых фолк-групп, законодателей стиля «world music» в Карелии — «Myllarit», сильно повлияла на репертуар оркестра. Работая с 1988 года хормейстером, художественным руководителем и дирижером оркестра, Александр Быкадоров создал «такое множество аранжировок для оркестра, хора и солистов, что до сих пор в ансамбле не могут переиграть всё обработанное им» (цитата с сайта группы «Мюллярит»).

Александр Быкадоров Александр Быкадоров Александр Быкадоров БЫК Александр Быкадоров — руководитель оркестра «Кантеле», аранжировщик, основатель и участник фолк-группы «Myllarit» («Мельники»)

В конце уходящего века художественными руководителями «Кантеле» были недолгое время Вячеслав Кошелев, Геннадий Миронов. Это время, несмотря на репертуарную насыщенность, не отразилось в названии программ. Вячеслав Сеидов считает, что если уж говорить о названии, что можно было бы назвать все это «Народным праздником». Была цель – создать большой разнообразный репертуар из множества разножанровых концертных номеров, которые в дальнейшем постепенно сложились бы в яркие красочные программы.
В 2000 году с подобной программой «Кантеле» участвовал в Днях Карелии в Москве, где всем составом выступил в концертном зале «Россия». В том же году оказались в Минске, приняв участие в Днях литературы и искусства в Белоруссии, где «Кантеле» дал сольный концерт в двух отделениях.

Состав Кантеле Общая фотография артистов ансамбля «Кантеле» 2000 г.

Из века ХХ в ХХI

Степанова  Когда Лилия Алексеевна Степанова, будучи Начальником управления культуры, сталкивалась по долгу службы с ансамблем «Кантеле» – она даже не представляла, что прихотливая судьба преподнесет ей неожиданный сюрприз и она окажется… директором этого самого Государственного ордена «Знак почета» ансамбля песни и танца республики Карелия «Кантеле». И вместе с ней в ансамбль придет новый век, новое тысячелетие, новые идеи.
Мастерская Кантеле и Мастерская Костюма, Студия звукозаписи и Концертно-продюсерский центр, Рекламно-издательский комплекс и Молодежная студия…
Но это уже другой рассказ – рассказ о Доме Кантеле: www.kantele.ru. Добро пожаловать!

Всероссийский фестиваль национальных культур Выступление «Кантеле» в Москве, на Всероссийском фестивале национальной культуры. 2002
Всероссийский фестиваль национальных культур «Кантеле» на Всероссийском фестивале национальной культуры. Москва, Концертный зал им. П.И.Чайковского, 2002
Всероссийский фестиваль национальных культур «Кантеле» на Всероссийском фестивале национальной культуры, Москва, Концертный зал им. П.И.Чайковского, 2002. На сцене: Лилия Степанова — заслуженный работник культуры Карелии, директор ансамбля «Кантеле», Нина Мешко — народная артистка СССР, художественный руководитель Государственного академического Северного русского народного хора (Архангельск), Юрий Цепелев — заслуженный деятель искусств России, художественный руководитель Государственного ансамбля «Русский Север» (Череповец)
В ногу со временем «Кантеле: в ногу со временем!» Новый плакат ансамбля, выпущенный в 2005 г. Автор — Владимир Пастухов, студент-математик Петрозаводского университета, победитель молодежного конкурса на создание макета рекламного плаката ансамбля «Кантеле»

Министерство культуры и по связям с общественностью Республики Карелия, 2006
Государственный национальный ансамбль песни и танца Карелии "Кантеле"
Авторы сайта: Анна Воронина, Наталья Гроссман
Дизайн: Дмитрий А. Дмитриев

Рождение Кантеле Роковые 40-е После Победы Новый поворот Назад к истокам Перестройка Информация Инструмент кантеле Лица Видеоархив Афиши