Кантеле: Окна в историю

Послепобедные марши

Окончание Великой Отечественной войны вызвало подъем общественного самосознания. Общественная жизнь была пронизана пафосом Победы.

Парад Победы в Москве 1945 г. Парад Победы в Москве 1945 г. Парад Победы в Москве 1945 г. Парад Победы в Москве 1945 г. Парад Победы в Москве 1945 г.
Парад Победы в Москве 1945 г. (фото с сайта «ПОБЕДА. 1941-1945″)

Наступил мир. Страна поднималась из послевоенной разрухи. Окрыленный Победой в великой войне, советский народ ощущает свою значимость в изменившемся мире. Между государствами-союзниками заключаются договоры о сотрудничестве в разных областях; союзнические отношения не только прорывают довоенный «железный занавес», но и создают возможность для развития и укрепления культурных контактов. Советские коллективы получают возможность показать свое искусство за рубежом и принимать иностранных коллег в гостях.
Сейчас как никогда хотелось петь, танцевать, выражая в искусстве утверждающий пафос народной Победы.

Жизнь продолжается

Послевоенная история ансамбля «Кантеле» – это обновление репертуара, свежие творческие силы; это линии гастрольных маршрутов, перечертивших карту СССР во всех направлениях, сотни тысяч зрителей. Это Будапешт, Берлин, Варшава, Финляндия. Всероссийские смотры национальных культур. Расширенный состав ансамбля «Кантеле». Знаменитый оркестр «Кантеле». Новые песни и танцы, новые программы, новые исполнители.

Первый послевоенный состав ансамбля Первый послевоенный состав ансамбля «Кантеле»: оркестр, хор, танцевальный коллектив
Александра Колчина (Сидорова) Выступление ансамбля в Парке пионеров Выступление ансамбля в Парке пионеров Съемки в киножурнал «Советская Карелия». Парк культуры и отдыха в Петрозаводске, 17 июня 1951. Солисты Александра Колчина, Владислав Сладковский и Сиркка Рикка
Дуэт кантелистов – Тойво Вайнонен и Матвей Кирьянов Дуэт кантелистов – Тойво Вайнонен и Матвей Кирьянов
Солисты ансамбля Геннадий Кутузов, Валентин Кочанов, Сергей Суэтов Солисты ансамбля Геннадий Кутузов, Валентин Кочанов, Сергей Суэтов
Солистка ансамбля Милица Кубли. 28 июля 1950 Солистка ансамбля Милица Кубли. 28 июля 1950
Зинаида Козлова Зинаида Козлова (художественное слово)

Рубеж 1940-50-х – время активного «строительства» ансамбля. К 1951 году «Кантеле» окончательно сформировывается как профессиональный коллектив. Улучшается качественно состав ансамбля. Появляются музыканты, получившие специальное образование – первые выпускники Петрозаводского музыкального училища. И, несмотря на то, что акцент «языковой» политики послевоенного времени был смещен в сторону русского языка (ведь на нем пела и плясала страна победителей), продолжает петь на финском языке Академический хор, образованный в первые послевоенные годы.

Хор Кантеле Хор «Кантеле»
Осень 1952: Хор Кантеле Осень 1953: Хор «Кантеле»: в центре преподаватель вокала Леонид Привалов
Петрозаводск, 1949 Выступление «Кантеле» в дни празднования 100-летнего юбилея 1-го издания «Калевалы». Петрозаводск, 1949
Я.Страздас, М.Гаврилов, Т.Пчелина, Борисенко. 1949 «Старая деревня» – Я.Страздас, М.Гаврилов, Т.Пчелина, Борисенко. 1949

С 1947 по 1950 дирижером и художественным руководителем «Кантеле» работал Абрам Исаевич Голланд (1911-1985). Композитор, пианист, дирижер, он прославился своими вокальными произведениями, расширившими и украсившими репертуар «Кантеле».

Абрам Голланд Абрам Голланд

Сам из Читы, окончив Ленинградский музыкальный техникум (где учился вместе с В.Соловьевым-Седым и Н.Богословским), он работал музыкальным руководителем в драмтеатрах Ленинграда, Хабаровска, Ворошиловграда, Выборга. Жизнь забросила Голланда в Карелию,  он так и остался на этой земле, ставшей для него второй родиной, вдохновившей его на создание множества песен, крупных инструментальных и вокально-инструментальных произведений.
Программка  Наверное, самая известная песня Голланда – «Пастушок», исполняемая Сирккой Рикка. Она звучала по радио, исполнялась в концертах, ее знали по всей стране.
В годы Великой Отечественной войны Голланд был художественным руководителем ансамбля песни и пляски Карельского фронта – как и «Кантеле», базировавшемся в Беломорске, а затем вернувшимся в Петрозаводск. Жена Абрама Исаевича, Ядвига Адамовна Страздас, была актрисой Русского театра драмы, и вместе с мужем она в 1947 году пришла в «Кантеле», где исполняла роли в характерных танцах и вела программы.

Рыбаки Рыбаки Рыбаки Рыбаки Рыбаки
«Рыбаки» – Н.Орлова, Я.Страздас и Ф.Козин

После «Кантеле» А.Голланд долгое время (1956 по 1968) работал концертмейстером и художественным руководителем Карельской государственной филармонии, и многие певцы – как в «Кантеле», так и филармонии – признавались, что лучшего аккомпаниатора, чем Голланд, у них не было никогда.
Программка  Вернувшись в Петрозаводск в 1944 году, «Кантеле» разместился в старом бревенчатом двухэтажном доме вместе с филармонией и Управлением по делам искусств (здание не сохранилось). В 1948 ансамбль получил свое помещение в центре города – во флигеле у Русского драматического театра – деревянного здания, расположенного на месте нынешнего Национального театра. Летом вдоль первого этажа театра (по ул. К.Маркса и пл. С.Кирова) работал ресторанчик – любимое место отдыха «работников искусств»: актеров русского и финского драматического театров, артистов «Кантеле», музыкантов филармонии. Ресторанчик был отгорожен от тротуара деревянной сеткой и имел разделение на кабинеты; видимо, именно из-за этой сетки, имевшей сходство с клеткой, в народе метко его прозвали «Зверинец».

Ресторан у драматического театра Ресторан у драматического театра. 7 ноября 1949 года. Слева: Абрам Голланд с сыном Игорем, в центре – Василий Кононов, рядом – Геннадий Кутузов, Ядвига Страздас, за ней – Леонид Привалов

Насыщенная жизнь ансамбля – поездки, выступления, записи на радио, съемки на телевидении – отражена в дневнике Максима Гаврилова, который он вел на протяжении многих лет, став своеобразным летописцем ансамбля. Из дневника: «11 апреля 1945. Ночью снимаемся на киножурнал в Летнем саду, на Невском <…> 17 октября 1948. По радио транслировали карело-финскую музыку. Наш квартет (Вайнонен, Вильянен, Каргулев и я) играли «Вариации на финские темы» В.Гудкова. Рад, что звучат произведения дорогого учителя…»
…Дело Гудкова – кантеле-оркестр – живет. Жизнь продолжается.

Программка Программка, подаренная художественным руководителем А. Голландом солистке Люции Теппонен. 31 октября 1948г.

По родной стране

В это время начинаются длительные гастроли по Уралу и Сибири (1952), Северному Кавказу и Закавказью (1956); «Кантеле» участвует в конкурсах и фестивалях, неделях и декадах карельского искусства в Москве, совершает первые поездки за рубеж.

Гастроли на колесах по Сибири и Уралу Гастроли на колесах по Сибири и Уралу. 1952
Члены агитбригады в Гренландском море Члены агитбригады на теплоходе «Григорий Лысенко». 1956
Члены агитбригады в Гренландском море Члены агитбригады. В центре – Эльза Баландис, справа – Люция Теппонен

Из дневника Максима Гаврилова: «18 ноября 1946. Вот и дома! Были: Москва, Днепропетровск, Запорожье, Харьков, Киев, Бердичев, Винница, Жмеринка, Проскуров, Львов, Станислав, Черновцы, Коломных, Дрогобыч, Стрый, Мукачево, Ужгород, Львов <…> 2 января 1947. Идет подготовка к гастролям в Прибалтику: Литва, Латвия…»
На фотографиях стоят пометки «Таллин», «Ленинград», «Туркмения», «Прибалтика», «Украина»… Линии гастрольных маршрутов коллектива перечертили карту СССР во всех направлениях, с карельским искусством познакомились сотни тысяч зрителей.

Кантеле в Таллине, 1947 «Кантеле» в Таллине, 1947
Кантеле в Средней Азии «Кантеле» в Средней Азии, 1953
Сказка Девушка у моря Сказка «Девушка у моря» (муз. Л.Вишкарева). Слева направо: Люция Теппонен, Максим Гаврилов, Иван Семенов, Тойво Вайнонен, Зинаида Козлова. Ленинград, 1953
Евгения Юнина Артистка хора и солистка Евгения Юнина. На гастролях в Кисловодске, 1956
Москва, Фонтан «Дружба». Август 1959

Ярко и полно запечатлена послевоенная история «Кантеле» в многочисленных рукописных отзывах зрителей, в заметках, рецензиях и статьях советской печати.
«Успех ансамбля «Кантеле» в Советской Эстонии» – так озаглавила газета «Советская Эстония» статью после выступления ансамбля в 1947 году. «Разнообразно и продуманно составленная программа концертов ансамбля приковала к себе интерес зрителей, – говорилось в статье. – Сила ансамбля – в народности его репертуара <…> Прошедшие гастроли ансамбля «Кантеле» в Эстонии, несомненно, послужат дальнейшему расширению и укреплению культурных связей между двумя братскими республиками».
«…Особенно следует отметить «Северную кадриль» и «Рыбацкую пляску», исполненные с большим темпераментом, точностью и чистотой, – писала газета «Казахская правда». – Чувствуется много оригинальной выдумки постановщика. Видно, что коллектив упорно работает под повышением своего мастерства».
«…Богатство и разнообразие костюмов, замечательная техника исполнения танца, наличие в программе подлинно национальных танцев народов СССР, заонежских обрядовых хороводов и шуточных плясовых картинок – все это оставляет неизгладимое впечатление, когда смотришь концерт ансамбля»
, – так комментировала выступление «Кантеле» газета «Комсомолец Туркменистана».

На смотрах национальных культур

Школой для ансамбля «Кантеле» и праздником в жизни Карелии явилась Неделя музыки и танца Карелии в Москве в 1946 году. Впервые молодой карельский коллектив, которому только исполнилось 10 лет, выступал на сцене прославленного Зала имени П.И.Чайковского!

Москва, зал им. П.Чайковского. Москва, зал им. П.Чайковского. На сцене хор и оркестр ансамбля «Кантеле». Дирижер – художественный руководитель Михаил Ладнов
«Карельский соловей» – Сиркка Рикка – поет в сопровождении оркестра кантелистов
Выход на «Карельскую кадриль»
Милица Кубли Солистка – Милица Кубли, дирижер – Владимир Салоп
Евдокия Тихонова На сцене – народная сказительница Евдокия Тихонова
Люция Теппонен Солистка – Люция Теппонен, дирижер – Владимир Салоп
Вокальный квартет Вокальный квартет: Люция Теппонен, Таисия Перхина, Елена Хулко, Майлис Туорела. Концертмейстер – Михаил Ладнов
Вокальное трио Вокальное трио: Люция Теппонен, Серафима Рыбалко и Милица Кубли
Хор Кантеле Хор «Кантеле»

Программа 1951  Следствием выросшего профессионализма явилось участие «Кантеле» в Неделе Карело-Финской музыки и танца в Москве в 1951 году.
Оркестр, хор и танцевальная группа показали в столице яркое, красочное представление. Артисты знали, что они отчитываются в своей работе перед требовательным московским зрителем. Концертный зал имени Чайковского, Колонный зал Дома союзов, зал Центрального дома железнодорожников восторженно встречал каждый номер программы ансамбля.
Хор под руководством Г.С.Максимова исполнял в концертах Недели «Соловушку» Чайковского и несколько народных песен в обработке Карла Раутио – «Сато-Сато», «Репа» и другие.

Москва, октябрь 1951. Неделя Карело-Финской музыки и танца. Хор «Кантеле», руководитель – Григорий Максимов
Карельская народная песня Репа Карельская народная песня «Репа». Обработка К.Раутио, переложение для хора О.Уланова. Хоровая партия. Из архивов ансамбля «Кантеле»
Концертный зал им. П.Чайковского, 6 октября 1951. Объединенный хор участников недели исполняет Песню о Сталине. Фото из газеты «Ленинское знамя»

Газета «Советское искусство» от 13 октября 1951 года так писала о выступлении ансамбля «Кантеле»:
«…Оригинальные самобытные народные хоровые миниатюры, исполняемые без сопровождения хором ансамбля «Кантеле» – такие, как «Сато-Сато», «Доярка», «Репа» – отличаются виртуозно-подвижными мелодиями, ярко выраженными жанровыми характерами, несут в себе аромат поэтичности, свежести и своеобразия музыкально-песенного склада… Из инструментальных номеров концертных программ выделяется своей оригинальностью исполнение квартетом кантелистов «Музыкальной табакерки» А.Лядова. Серебристо-звончатый звук кантеле, для ансамбля которых предложена эта замечательная миниатюра, очень тонко имитировал звучание «музыкального ящика»… В ином плане, самобытно и колоритно, прозвучала оркестровая пьеса «На гулянке» Синисало. В лирических и плясовых фрагментах хорошо раскрылись выразительные тембровые возможности оркестра «Кантеле».

Переложение Музыкальной табакерки Переложение «Музыкальной табакерки» А.Лядова, сделанное В.Гудковым в октябре 1940 года и исполнявшееся в концертах Недели Карело-Финской музыки и танца.

Кроме выступлений в Москве, у «Кантеле» состоялись творческие встречи с артистами Ансамбля народного танца СССР под руководством И.Моисеева, хором им. Пятницкого и видными деятелями советского искусства.

Концерт на встрече с работниками искусства г.Москвы Концерт на встрече с работниками искусства г.Москвы

«Мы увидели светлое, молодое танцевальное искусство республики, построенное на народных мотивах. Народные карельские и финские танцы в сочетании с исполнением песен и музыкальных произведений создали в нашем представлении яркую, красочную картину жизни народа…», – так отозвался о выступлении «Кантеле» народный артист РСФСР Асаф Мессерер.
М.Чулаки, И.Моисеев, Н.Сергеева, А.Мессерер, В.Поляновский, подробно проанализировав концерты «Кантеле», отметили не только положительные стороны в работе коллектива, но и помогли понять имеющиеся недостатки. В частности, говорилось о необходимости повышения исполнительского мастерства артистов и пополнении состава ансамбля.

Поморский хоровод Поморский хоровод «Утушка» (постановка Василия Кононова)
Заключительная сцена из Заключительная сцена из «Рыбацкой пляски» (постановка Василия Кононова). Солисты – Тамара Пчелина и Иван Жуков
Сводный народный хор из Карелии Сводный народный хор из Карелии
Вепсский танец Крууга Вепсский танец «Крууга» (постановка Василия Кононова)
Почетная грамота артистки ансамбля Натальи Тарасовой Почетная грамота артистки ансамбля Натальи Тарасовой

Хоровые группы «Кантеле»

Вскоре после Недели зародилась мысль создать в «Кантеле» народную вокальную группу. Осуществить это поручили Софье Оськиной, знатоку и пропагандисту народного песенного творчества. Человек увлеченный, Софья Павловна сама разыскивала по карельским деревням настоящих народных певуний, коренных носительниц языка – и пополняла ими состав вокальной группы.

Софья Оськина Софья Оськина

«Айно» быстро завоевала популярность, и музыкальная палитра «Кантеле» заиграла неожиданно новыми, яркими красками. Само появление этого коллектива явилось вызовом устоявшейся традиции: в одном ансамбле две разные по жанровой принадлежности хоровые группы – хор и «Айно» – это уже что-то новое, отличное от других известных коллективов.

Первые фотографии группы народной вокальной группы Айно Первые фотографии группы народной вокальной группы Айно Первые фотографии группы народной вокальной группы «Айно»

В отличие от «Айно», состоявшей из 6-8 девушек, хор (или хоровая капелла, как он начал именоваться далее) насчитывал 25-30 человек. Слаженность и чистота звучания хора «Кантеле» вызывали изумление и восхищение слушателей, отмечавших высокое художественное мастерство артистов, тонкое чувство ансамбля, прекрасную передачу тончайших оттенков песен и национального колорита.

Хоровая капелла в 1950-х годах. В центре – хормейстер, выпускница Ленинградской консерватории Валентина Печникова

В 1953 году в ансамбль приходит Семен Карп – интересный художник и профессионал-хоровик, при котором хоровая капелла заискрилась новыми красками. После работы в «Кантеле» хормейстером и дирижером Семен Матвеевич возглавлял художественное руководство ансамблем на протяжении почти 20 лет. Единственно, чего не позволял себе С.Карп, – это творческого застоя: шел постоянный поиск новых норм и средств.
В этом же 1954 году артисты ансамбля Люция Теппонен и Максим Гаврилов впервые выезжают на гастроли в Финляндию.

Солисты ансамбля Люция Теппонен и Максим Гаврилов. Финляндия, 1954

«Вспоминается 1954 год, – пишет Максим Гаврилов. – Вместе с солисткой ансамбля Люцией Теппонен и артистами Москвы, Ленинграда, Таллина мне посчастливилось впервые побывать в дружественной Финляндии. За месяц гастролей в стране Суоми – более 30 концертов и творческих встреч. Финские газеты пестрели заголовками: «Рост музыкальной культуры в СССР после войны», «Блестящее выступление советских артистов», «Необычайный спрос на билеты» и т.п. Потом мы не раз бывали гостями ежегодных праздников эпоса «Калевала»…»

Советские артисты в гостях у финских коллег. Справа налево: Максим Гаврилов, Люция Теппонен, Георг Отс. Финляндия, 1954

Через некоторое время в том же году большая группа артистов ансамбля «Кантеле» вторично посетила Финляндию в составе молодежной делегации Советского Союза. В делегацию вошли Анна Шенкман, Федор Козин, Иван Жуков, Петр Сарафанов и другие артисты балета, музыкальное трио в составе: Татьяна Бутенева (Антышева), Лилия Быданова и Эрик Раутио, а также солист-вокалист Петр Титов. Вновь зрители разных городов Финляндии тепло приветствовали артистов, газеты широко публиковали статьи и рецензии о концертах, помещали фотографии исполнителей.

Афиша Афиша «Финско-советский молодежный Праздник Дружбы в Алппилава» 20 июня 1954 г.
Эйла Раутио, Татьяна Антышева, Петр Титов, Лилия Быданова на гастролях в Финляндии Эйла Раутио, Татьяна Антышева, Петр Титов, Лилия Быданова на гастролях в Финляндии

Но самыми незабываемыми были, конечно же, первые поездки за рубеж.

Впервые за рубежами страны

Будапешт, 1949
Из книги Максима Гаврилова «Под музыку северных рун»: «Август 1949 года. Всемирный фестиваль молодежи в Будапеште. Нас трое: Тойво Вайнонен, Люция Теппонен и я. Впервые «Кантеле» за границей, да еще на таком форуме! Как сейчас вижу огромный стадион Уйпешт в венгерской столице. Посланцы 80 стран мира, юноши и девушки разных национальностей, пришли сюда, чтобы во весь голос заявить протест против войны. Незабываемые августовские вечера над голубым Дунаем. Однажды венгерские друзья устроили участникам фестиваля прогулку на речных трамвайчиках. Яркие огни иллюминации, световая реклама Буды и Пешта делали город непередаваемо красочным. Отовсюду лилась музыка, слышались песни. Будапешт впервые за свою историю услышал звучание карельского кантеле…»

участники Всемирного фестиваля молодежи в Будапеште. 1949 Тойво Вайнонен, Люция Теппонен, Максим Гаврилов – участники Всемирного фестиваля молодежи в Будапеште. 1949

Берлин, 1951
На III Всемирный фестиваль молодежи и студентов, проходивший в Берлине в 1951 году, где ансамбль был представлен танцевальной группой из 11 человек, собралась молодежь из 104 стран мира.
«Всеобщее восхищение зрителей вызвала исполненная танцевальным коллективом «Кантеле» Карельская рыбацкая пляска, – писала одна из берлинских газет. – Яркие национальные костюмы, бурный темп, в котором проходил этот танец, жизнерадостные и энергичные лица исполнителей – все это привело интернациональную публику в такой восторг, что зал то и дело вздрагивал от горячих аплодисментов».   Именно на этом фестивале танцевальная группа «Кантеле» была удостоена премии «Лауреат II степени». «Мы увезли на Родину подарок лейпцигских рабочих – бронзовый ларец с надписью: «Победителям на конкурсе III Всемирного фестиваля в Берлине», – вспоминает Максим Гаврилов.

Клятва участников Клятва участников III Всемирного фестиваля молодежи и студентов
Танцевальный коллектив Танцевальный коллектив КФССР (ансамбль «Кантеле») – Лауреат международного фестиваля
Газета на немецком языке с информацией и фото на фестивале Газета на немецком языке с информацией и фото на фестивале. На фото: 2-я справа – артистка «Кантеле» Анна Шенкман.

Имена первых, принесших победу: Ф.Козин, Т.Пчелина, Е.Изотова, А.Арифметикова, В.Тарабукин, Н.Романенко, Р.Карен, А.Шутко, Л.Косолапова, М.Гаврилов и баянист В.Варламов.

Totuus Их знали в лицо! Фотографии первых, принесших «Кантеле» победу за рубежом, в газете «Totuus» от 1 сентября 1951 года (суббота)
Анна Шенкман (Арифметикова), артистка балета, шьет концертный костюм.
Программа Программа концерта советских исполнителей в Берлине с автографом Максима Гаврилова, подаренная артистке балета Анне Шенкман
Сцены из танца «Рыбацкая пляска» (постановка В.И.Кононова)
Почетная грамота Почетная грамота артистки балета Анны Шенкман за участие в фестивале

В следующем (1952) году танцевальный коллектив «Кантеле» поехал на гастроли уже под титулом участника III Всемирного фестиваля молодежи и студентов.

Программка концерта Программка концерта

Варшава, 1955
Через 4 года после Германии, в 1955, «Кантеле» выехал на V Всемирный фестиваль молодежи и студентов в Варшаву.
Из воспоминаний участницы фестиваля Евдокии Кирьяковой:
«На этот фестиваль, который проходил с 31 июля по 17 августа 1955 года, съехалась молодежь из 104 стран, – 30 тысяч человек. На фестивале выпала большая честь побывать нам, шести девушкам-комсомолкам из народной вокальной группы Государственного ансамбля песни и пляски Карело-Финской республики «Кантеле»: Евдокии Кирьяковой, Александре Кондраковой, Лидии Макаровой, Антонине Павловой, Зинаиде Хиршевой и Лидии Ростковой.
Все мы в прошлом работали в лесу и трудились на полях нашей республики. В коллектив «Кантеле» пришли из кружков художественной самодеятельности. Начиная с 1952 года мы совершенствуем свое мастерство в коллективе ансамбля «Кантеле». В процессе подготовки к фестивалю мы проделали большую работу: пополнили свой репертуар новыми карельскими, русскими, финскими и вепсскими народными песнями с хороводами. Несмотря на то, что мы пели песни на своем языке, в трехтысячном зале после окончания нашего пения стояла овация»
.

Евдокия Игнатьева Евдокия Игнатьева (Кирьякова), участница фестиваля
Фрагмент из тетради Евдокии Кирьяковой Фрагмент из тетради Евдокии Кирьяковой с докладом на тему «V Всемирный фестиваль молодежи и студентов в Варшаве»

Впереди у ансамбля еще будет много побед. «Кантеле» станет неоднократным участником разного уровня форумов, фестивалей и декад, дипломантом и победителем конкурсов, в декабре 1972 года в городе-побратиме Нойбранденбург получит Государственную премию ГДР им.Фрица Ройтера…
Но эти награды – самые первые, поэтому – самые дорогие. Они давали путевку в жизнь, расширяя статус интернациональности ансамбля, следуя заветам В.Гудкова – «популяризировать народное искусство Карелии».

Программка концерта «Кантеле» 1956 года
Афиша концерта «Кантеле» 1956 года

Декада Карельского искусства и литературы в Москве, 1959

Из книги Максима Гаврилова «Кантеле», изданной в марте 1959 года: «За последнее время творческий состав ансамбля значительно пополнился молодыми исполнителями-вокалистами, инструменталистами, танцорами. Теперь уже ансамбль насчитывает больше ста человек. Недавно изготовлен новый комплект музыкальных инструментов (кантеле). В нынешнем году предстоит большой праздник культуры карельского народа – Декада искусства и литературы в Москве…»
Сцена Кремлевского театра стала для «Кантеле» самой почетной, самой ответственной трибуной за все годы.
В отличие от Недели карельской музыки и танца 1951 года, где участвовали преимущественно самодеятельные хоровые и танцевальные коллективы, на Декаде перед взыскательным зрителем и общественностью столицы большой творческий экзамен держали писатели, композиторы, художники, музыкально-драматический и финский драматический театры, ансамбль «Кантеле», филармония и лучшие коллективы художественной самодеятельности республики.

Афиши Декады Афиши Декады
Обложка программки Декады Обложка программки Декады
Артисты ансамбля на Красной Площади Газета «Литература и жизнь» от 21 августа 1959 г. со статьей об открытии декады. На фото: на Ленинградском вокзале в Москве карельских артистов встречают крайняя справа – заслуженная артистка Карелии Милица Кубли.
Артисты ансамбля на Красной Площади Артисты ансамбля на Красной Площади
Документы Документы Документы Документы участницы Декады – артистки Эльзы Баландис

Во время Декады «Кантеле» по нескольку раз в день выступал перед москвичами. Днем артисты встречались с многочисленными производственными коллективами столицы, выступали в парках, в цехах предприятий, в домах культуры и клубах, а по вечерам участвовали в концертах на сцене Кремлевского театра.

Выступление артистов ансамбля Выступление артистов ансамбля на комбинате «Трехгорная мануфактура»
Памятка участника Декады – артиста «Кантеле» Леонида Игнатьева

Успех ансамбля основывался, прежде всего, на том, как подчеркивала «Советская культура», что артисты нарисовали яркий портрет своего народа, поэта и труженика. Каждый номер концерта углублял представление о нем, дополнял его образ новыми деталями и штрихами.
«В программе ансамбля, – писала «Правда», – находит отражение и присущий народному искусству лиризм, и свойственное ему чувство юмора. Раздольная поморская песня «Ворота-то были дарьевски» оттеняется задорной скороговоркой карельской народной песни «Кличет милый». Лирическому народному дуэту «Ночная песня» контрастирует шуточная финская песня «Ворона». Общее признание завоевали танцоры ансамбля. Трудно сказать, что удалось им больше, то ли строгая и целомудренная поморская «Уточка», то ли полная задора «Шестерка в тройках», то ли родившийся в шелтозерском краю удивительно своеобразный танец с ложками, дробный перестук которых заменил музыкальное сопровождение этой искрометной пляски».

Открытие Декады. Открытие Декады. В правительственной ложе (слева направо): член Президиума ЦК КПСС А.И.Микоян, Первый секретарь ЦК КПСС Н.С.Хрущев, Секретарь Карельского Обкома КПСС И.И.Сенькин, Председатель Совета Министров Карельской АССР И.С.Беляев, член Президиума ЦК КПСС М.И.Суслов
Концерт в Кремлевском театре Концерт в Кремлевском театре. Народная артистка РСФСР Сиркка Рикка исполняет вепсскую колыбельную песню

Из газеты «Правда»: «Под веселое одобрение зрительного зала женская вокальная группа «Кантеле» исполняет на карельском языке шуточную песню «Ворона» и частушки. Свободно, задорно перекликаются голоса, как бы перехватывая друг у друга «частушки напевные на темы злободневные».

Вокальная группа Вокальная группа «Айно» исполняет на карельском языке шуточную песню «Ворона»

Из книги Ис.Бацера «На смотре в Москве»: «Звучит кантеле. На сцене – Максим Гаврилов. Он виртуозно владеет этим народным инструментов, пришедшим к нам из седой давности и заговорившим ныне иным, радостным языком…»

Заключительный концерт Декады Заключительный концерт Декады карельского искусства и литературы. На сцене Максим Гаврилов
«Кантеле» на заключительном концерте Декады
Сводный хор Сводный хор участников Декады на заключительном концерте в Кремлевском театре 1 сентября 1959
Почетная грамота Почетная грамота артиста «Кантеле» – певца Петра Титова – за участие в Декаде.

Вскоре после Декады «Кантеле» отправляется с гастрольной поездкой на Украину.

Фрагмент (последняя страница) памятки участника Декады Фрагмент (последняя страница) памятки участника Декады Леонида Игнатьева с расписанием гастролей в УССР

Здесь, в г.Сталино, коллектив «Кантеле» получил телеграмму Министерства культуры Карелии, извещающую о награждении ряда участников ансамбля

Телеграмма Телеграмма Министерства культуры Карелии коллективу ансамбля в г. Сталино УССР


Министерство культуры и по связям с общественностью Республики Карелия, 2006
Государственный национальный ансамбль песни и танца Карелии "Кантеле"
Авторы сайта: Анна Воронина, Наталья Гроссман
Дизайн: Дмитрий А. Дмитриев

Рождение Кантеле Роковые 40-е После Победы Новый поворот Назад к истокам Перестройка Информация Инструмент кантеле Лица Видеоархив Афиши